Прошлый век сделал моду доступной и быстрой, век нынешний обещает сделать ее высокотехнологичной и максимально жизненной. «Кутюр» все больше ориентируется на потребности обычных людей: гаджеты внедряются в вещи, вещи становятся помощниками. Эксперт в области моды и стиля, преподаватель международной школы имиджелогии Art in Style рассказала нам о технологических новинках, «умных» тканях и бриллиантах, созданных учеными на деньги Леонардо Ди Каприо.

Разработки Hydrop и самоисцеляющаяся ткань

Каждому знакома такая проблема зимнего сезона, как неопрятная обувь – какими бы дорогими и качественными ни были сапоги или ботинки, они не выдерживают ежедневного испытания на прочность химикатами, реагентами, сыростью, холодом и грязью. Так было до недавнего времени, пока не встретились физик Андрей Грунин и молодой предприниматель Марина Росс. Они решили сделать действительно полезный продукт, который без труда решал бы проблему грязной одежды и обуви. С нее – идея, с него – воплощение. И в итоге – сенсационное гидрофобное покрытие, которое в течение нескольких месяцев после нанесения оставляет вещи чистыми и сухими, достаточно распылить спрей и подождать сутки.

Вообще, глядя на разработки Hydrop (именно так ребята назвали основанную ими компанию и подключили к ее разработкам химиков МГУ), кажется, что их слоган мог бы звучать так: «В любой непонятной ситуации бери спрей». Один спрей защищает, другой – чистит то, что забыли или не успели побрызгать первым, третий – наносит на одежду светоотражающее покрытие, невидимое при обычных условиях, но сияющее в свете ночных фар или вспышках стробоскопа. А для тех, кому часто приходится попадать с корабля на бал, свидание и переговоры, есть спрей, заменяющий и утюг, и дезодорант: распылил, разгладил складки прямо на себе и получил вещь без помятостей и неприятных запахов – настоящий утюг в баллончике!

А как вам идея самовосстанавливающихся волокон? Ученые уже придумали ткань, на которой порезы и потертости будут срастаться сами собой. Разве не чудо? Сейчас процесс создания удивительной ткани пытаются поставить на поток. Вскоре любимая одежда будет служить дольше и выбрасываться реже, а мы больше не будем сокрушаться, что дорогая сердцу вещь заношена до дыр и вообще свое отжила.

Идея сохранить одежду чистой и целой на долгое время зародилась давно, и служит она не только человеку лично, но и планете в целом. Меньше стирок – больше экономия воды. Ну, а нам, потребителям – меньше бытовых хлопот. Чтобы одежда лучше вентилировалась, выводила влагу с поверхности кожи для скорого испарения, дизайнеры и ученые ищут новые материалы. В ход идут водоросли, мята и пластик – все, чтобы волокна ткани становились максимально гигроскопичными. Прошло то время, когда комфортными считались только полностью натуральные материалы, сейчас можно носить с удовольствием искусственную ткань, даже не догадываясь, что это никакой не хлопок, а переработанные отходы нефтехимии.

«Умные» нити и многофункциональные вещи

В вечной беготне, подгоняемые дедлайнами, мы забываем даже о важных вещах, а уж о мелочах, вроде куда подевался телефон, где ключи и во сколько нужно успеть на йогу – и говорить не приходится. «Если нам об этом думать некогда, пусть эти вопросы возьмут на себя наши вещи», – примерно так рассудили ученые и принялись за разработку технологий, о которых еще вчера не мог бы задуматься даже писатель-фантаст.

Над созданием текстильных помощников трудятся огромные компании и независимые специалисты. Одним из крупнейших проектов, объединивших светлые умы на благо модной индустрии, стал Project Jacquard – детище Google ATAP. На этой площадке дизайнеры и ученые находят друг друга и работают вместе над созданием фантастических нововведений. Одна из самых многообещающих – так называемая «умная» ткань. Если не углубляться в технические подробности, то ученым удалось разработать нити, проводящие электричество, из них производится ткань, которая позволяет синхронизировать вещь и, например, смартфон или другое устройство.

Необычные нити выглядят при этом совсем обычно и без проблем используются в традиционных ткацких станках. И стираются они тоже вполне стандартно, не теряя своих свойств. А свойства у smart textile, между тем, очень и очень полезные. Можно ответить на звонок, просто проведя по рукаву жакета, а прикоснувшись к куртке, включить музыку или запустить навигатор (специальная линия одежды от компании Levi’s). Особые манжеты деловых костюмов помогут расслабить напряженные запястья (новшество для тех, кто не встает из-за компьютера часами), а сенсоры, вшитые в пиджак, способны уловить уровень стресса и предложить решения по борьбе с ним.

Очки от Spectacles сами фотографируют и отправляют снимки в Snapchat. С «умным» платьем не страшно отправляться на вечеринку – оно сумеет и потерявшийся телефон разыскать, и такси вызвать, словом, «присмотрит» за своей обладательницей не хуже заботливой подруги, и безо всяких нравоучений.

Кроме электропроводящих нитей в ткани научились внедрять солнечные панели, способные подзарядить телефон или запустить функцию деликатного подогрева самой ткани. Модницы северных регионов с нетерпением ждут наступления светлого будущего, в котором даже в лютые морозы можно будет щеголять в легких плащах без опасности слечь с воспалением легких.

Одна из новаторов в области «умной моды», голландка Полин Ван Донген, трудится не только над теми самыми солнечными панелями, соединенными с одеждой, но и над другими ценными разработками. Тем, кому бывает трудно сосредоточиться или просто очнуться от приступов оцепенения, дизайнер предлагает примерить жакет, который умеет считывать привычную моторику человека, а на периоды «застоя» реагировать легким толчком в спину. Человек возвращается в реальность, начинает двигаться, собирается с мыслями. Таким образом, все, кого нужно периодически «тормошить», получают в свое распоряжение модную и полезную вещь.

Наряд-хамелеон и дополненная реальность

В наши дни мода удивляет не столько дизайном, сколько социальной ориентированностью. С помощью одежды мы заявляем о себе быстро и эффективно, посылая нашему окружению поток визуальных сигналов. Круг общения современного человека с каждым годом растет, и возможность самовыражения ценится все больше. Мы хотим рассказать людям вокруг нас максимум о себе, не тратя на это много времени. И тут на помощь приходит одежда, причем уже не фигурально, а вполне конкретно.

Одна из простых, но впечатляющих разработок – ткани от француженки Клары Дагуан. Она дополнила материалы сенсорами, которые в зависимости от показателей пульса человека меняют цвет принта. Вы начинаете буквально менять цвета, как хамелеон, только не с целью маскировки, а с целью показать окружающим, что чувствуете. Один цвет рисунка расскажет, что лучше вас сейчас не трогать, а другой, наоборот, – пригласит к общению.

Конечно, изменение цвета – это только начало. Идеи дизайнеров и технологов ушли намного дальше и позволили не только одежде «думать» за нас, но и нам домысливать что-то про одежду. Так, корейские разработчики KG projects придумали приложение, которое внедряет элементы дополненной реальности в модную индустрию. Приложение дорисовывает полную картину коллекции, заставляя рисунки «оживать» и сплетаться в новые силуэты. Похоже, скоро мы сможем менять свои наряды в режиме реального времени простым нажатием кнопки, а новые платья будут скачиваться и распечатываться дома на 3D-принтере.

Гуманно о бриллиантах

Можно ли считать заботой о человеке замену натурального искусственным? Если речь не идет о чувствах и отношениях, то, пожалуй, да. Мы уже говорили, как искусственные ткани соревнуются с натуральными. Но fashion – это не только текстиль, а еще металлы и кристаллы. С тех пор, как девушки признали своими лучшими друзьями бриллианты, а в Европе и Америке появились легендарные ювелирные Дома и драгоценности стали доступны широкой общественности, началась гонка каратов. Пока в светских салонах разворачивались войны за статус между влиятельными дамами и господами, в регионах драгоценных месторождений разворачивались войны вполне реальные. Контрабанда бриллиантов открыла новую кровавую страницу в истории Африки.

Ответственным потребителям в 21 веке стало понятно, что дальше так продолжаться не может и алмазы нужно научиться создавать самим. Идея, конечно, не новая, изобретатели не раз пытались вырастить бриллианты, и первая достойная попытка удалась еще в 1941 году компании General Electric. Правда, экологичным назвать это производство было никак нельзя, да и сами камни оставляли желать лучшего: им нашли применение в промышленности, но не в ювелирном деле.

Наши современники пошли намного дальше. Они сумели воспроизвести в условиях калифорнийской лаборатории процессы, происходящие в недрах Земли. Компания Diamond Foundry уже получает заказы от крупнейших ювелирных домов, а также выпускает бриллианты под собственным лейблом. И не сомневайтесь – бриллианты настоящие, они проходят те же стадии, что и в природе. В итоге бриллиант весом в один карат формируются в плазменном реакторе около двух недель. Выращенные камни не похожи один на другой, и форма их изначально несовершенна и нуждается в шлифовке и огранке. Все как всегда, только без жертв.

Один из инвесторов Diamond Foundry – актер Леонардо Ди Каприо. После съемок в фильме «Кровавый алмаз» он был так впечатлен ужасами добычи и контрабанды природных драгоценностей, что стал активно поддерживать ученых, выпускающих на рынок продукт, который способен конкурировать с натуральными бриллиантами.

Кажется, предвзятое отношение науки к моде постепенно сходит на нет. Не только космические корабли нуждаются в научных разработках. Платья, сумки и аксессуары воспринимают инновации ничуть не хуже и с ощутимой пользой для всех.

Вера Маркина| RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar