Пока сети, торгующие товарами с низкой оборачиваемостью, отмечают падение продаж в кредит, на рынке фэшн наметился обратный тренд — сотрудничество с микрофинансовыми организациями (МФО). Только в конце 2014 – начале 2015 гг. такие программы запущены в магазинах "ЦентрОбувь", Centro, Takko Fashion, Alba, сетях "Мэлон Фэшн Груп".

В ТД "ЦентрОбувь" программа запущена в тестовом режиме: услуга доступна с конца января 2015 г. в нескольких магазинах Санкт-Петербурга. В сети Alba — почти во всех точках (в 44 из 47). С осени прошлого года рассрочка доступна клиентам половины салонов kari, в магазинах InCity.

Все названные выше ритейлеры сотрудничают с одним и тем же партнером — "Рево Технологии". В отличие от классического оператора рынка микрофинансирования, у организации нет собственных точек: компания работает только через торговые сети.

Как правило, сети-партнеры позиционируют услугу как бесплатную для клиента. "Есть разные варианты сотрудничества, как полная компенсация процентов для клиента торговой сетью — в этом случае клиент покупает товар по заявленной цене, так и частичная, когда часть платы за пользование деньгами взимается с покупателя, а часть вносит ритейлер", — поясняет генеральный директор "Рево Технологии" Александр Дидух.

Чуть больше чем за два года существования (в госреестре микрофинансовых организаций ООО "Рево Технологии" значится с 27 декабря 2012 г.), компания успела заключить договоры о сотрудничестве с 14 сетями, ведутся переговоры еще с рядом компаний. Процесс запуска, как правило, занимает 2−3 месяца, рассказывает Александр Дидух. Быстрее всего, за месяц, удалось стартовать с Alba.

Поскольку с момента запуска услуги в большинстве сетей прошло не так много времени, ритейлеры не спешат озвучивать результаты эксперимента. "Пока услуга доступна лишь в некоторых магазинах. Сервис в новинку не только для нашего покупателя, но и для нас самих, — рассказывают в "Мэлон Фэшн Груп". — Поэтому для начала мы хотим изучить все плюсы и минусы этой нестандартной программы лояльности, замерить эффективность в рамках каждой из наших сетей. Делать выводы об успешности или неуспешности этого предприятия еще рано".

Результатов работы с конкретными партнерами в "Рево Технологии" также не называют. "Могу сказать, что по портфелю (объем выданных займов — Retailer.RU) за 2014 г. мы выросли более чем в восемь раз, — рассказывает Александр Дидух. — В этом году только по уже заключенным договорам планируем десятикратный рост".

Своими конкурентами Александр Дидух считает розничные банки. Но только с одной стороны. "С другой, — подчеркивает топ-менеджер, — банки предлагают с виду похожий продукт, но ориентированный на продажу дополнительных банковских продуктов и услуг. Мы же работаем только на торговые сети и их клиентов. Предлагаемый нами дополнительный удобный сервис для покупателя способствует увеличению оборота, среднего чека и конверсии".

Несмотря на увеличившуюся стоимость фондирования, а также некоторые сложности с привлечением средств участниками финансовых рынков, Александр Дидух уверен: ситуация остается в целом благоприятной для развития бизнеса МФО. "В 2014 г., по нашим оценкам, объем этого рынка превысил 100 млрд руб., увеличившись примерно на 40%. Рост рынка по итогам текущего года на уровне 30% не видится нам пессимистичным", — подчеркивает топ-менеджер.

Руководители других МФО с коллегой по цеху согласны и даже более оптимистичны в оценке объема сегмента. "Микрофинансирование остается одним из самых динамичных секторов финансового рынка с текущим объемом в 120 млрд руб. и перспективным — в 350 млрд руб. При этом доля потребительских займов составляет 29%", — говорит Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор компании "Домашние деньги".

Направление POS-кредитования для МФО топ-менеджер также считает перспективным, но не простым. "Мы уже несколько лет тестируем различные продукты с сетями и банками, но результаты пока очень слабые: до настоящего времени заинтересованность розницы и банков оставалась невысокой, — рассказывает Андрей Бахвалов. — Мы рассчитываем, что в 2015 г. ситуация может измениться".

Пионер рассрочки

Пионером рассрочки на рынке фэшн принято считать ГК "Обувь России", предложившую обувь в кредит еще в 2007 г. И банкиры, и конкуренты, узнав о ноу-хау сибирского ритейлера, крутили тогда пальцем у виска, не веря в успех затеи. "Мы обошли почти все банки, и почти все отказались. Для тех, кто согласился, решающим доводом было то, что они открывают для себя абсолютно новую нишу в потребительском кредитовании — сотовый ритейл к тому времени был плотно поделен", — вспоминал в одном из интервью генеральный директор "Обуви России" Антон Титов.

В кризис 2009 г., когда банки ужесточили требования к заемщикам (в то время сеть сотрудничала с банками "Русский стандарт", "ОТП банк" и "Хоум кредит"), компания стала кредитовать клиента за счет собственных средств. Через год услуга была доступна во всех магазинах сети.

С одной стороны, рассрочка удлиняет финансовый цикл и увеличивает нагрузку на оборотный капитал, что особенно неприятно в текущих экономических условиях, признается Антон Титов. С другой, это окупается ростом продаж, сглаживает фактор сезонности. В 2013 г. на рассрочку пришлось 50% розничных продаж компании, в 2014 г. — уже 60%. Доля повторных покупок в рассрочку также находится на уровне 60%. Средний чек при покупке в рассрочку в сезон на 40−45% выше, чем при покупке, оплачиваемой сразу.

Не удивимся и пицце в кредит

Казалось бы, одно дело — покупать в долг бытовую технику и мебель, и совсем другое — одежду и обувь под торговыми марками масс-маркета (так, средний чек в "ЦентрОбуви", по данным компании, — 600−700 руб. летом и 1 000−1 100 руб. зимой). Как раз в этом генеральный директор компании Y Consulting Дарья Ядерная не видит ничего странного. "В привязке к POS-кредитованию микрофинансирование ориентировано именно на очень бюджетные сети, то есть ценовой сегмент "эконом минус", — подчеркивает эксперт. — Это связано с ориентацией на доход потребителя, а не цену изделия".

Инструмент POS-кредитования в виде микрозаймов имеет право на существование — особенно в условиях кризиса, когда участники рынка вынуждены бороться с сокращением платежеспособности населения, соглашается президент обувной сети Zenden Андрей Павлов. Только вот имидж МФО — вопрос спорный, и он может привести не к росту продаж, а к снижению доверия и потере лояльности клиента. "На наш взгляд, бренд должен ассоциироваться у покупателя с успехом, улучшением уровня и качества его жизни, — рассуждает предприниматель. — Некоторая часть покупателей может воспринять предложение микрокредита как намек на свою несостоятельность: мол, предлагаемый товар слишком для него дорог… Впрочем, жизненные ситуации бывают разными. Посмотрите на рекламные слоганы кредитных продуктов и на то, как они меняют жизненные ориентиры молодого поколения. Если так пойдет и дальше, скоро мы не удивимся предложению купить в кредит… пиццу".

В сети Zenden следят за развитием партнерства розницы и МФО, но удовлетворять потребности собственного покупателя пока предпочитают все же без использования микрозаймов.

Мобильные устройства и МФО

Еще один розничный рынок, помимо фэшн, представители которого с недавних пор взяли курс на сотрудничество с МФО, — это сотовый ритейл.

Так, с конца прошлого года ГК "Связной" сотрудничает с "Viva Деньги" и примерно полгода — с компанией "Домашние деньги". Проект является пилотным и развернут в нескольких регионах страны. Услуга доступна "в нескольких сотнях" магазинов (из 3 080 точек сети). "Учитывая небольшое время с момента старта сотрудничества, говорить о результатах рано, — подчеркивает представитель компании Мария Заикина. — Вместе с тем сегодня очевиден рост уровня востребованности услуги среди клиентов: с четвертого квартала 2014 г. банки ужесточили требования к заемщикам и общий процент одобрений снизился. В случае же с МФО клиент должен удовлетворять меньшему количеству требований".

Хотя полученный через салоны ГК "Связной" заем можно потратить на что угодно (на любые цели), наибольший объем предоставляемых займов приходится все же на покупку гаджетов в сети, рассказывают в "Viva Деньги". Средний размер такого займа — 15 тыс. руб.

Сотрудничество с сетями в свете "закручивания гаек" со стороны банков в компании также считают перспективным. "Покупательская способность населения падает, рынок потребкредитования сжимается, ритейлеры ищут для себя новые точки роста", — подчеркивает Леонид Корнилов, операционный директор компании "Центр финансовой поддержки" (УК "Viva Деньги").

В планах МФО на текущий год — выдать через торговые сети более 15 тыс. займов (что составит около 15% портфеля компании). К середине года Леонид Корнилов планирует наладить сотрудничество еще с одним оператором на рынке сотового ритейла, наименования которого не раскрывает. Ведутся переговоры с несколькими сетями, занятыми и в других сегментах.

Другой крупный оператор сотовой розницы — "Евросеть" также сотрудничает с МФО. От более подробных комментариев в компании отказались, сославшись на закон "О рекламе".

В пресс-службе "МегаФона" Retailer.RU подчеркнули, что не планируют сотрудничества с МФО. В МТС сообщили, что не знают о таких переговорах с МФО. В пресс-службе "ВымпелКома" от комментариев отказались.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments