Мнение эксперта: Олег Вайнберг, IT-директор сети "Кей"
— Олег, как Вы оцениваете современный рынок информационных систем для розничной торговли?
— Есть ощущение, что их просто нет. К сожалению, монстры типа SAP и Axapta совершенно не предназначены для ритейла. Несмотря на все громкие заявления о создании ритейловых решений. Основная проблема ровно в том, что они несут в себе наследие систем, ориентированных на личных продажах. Любая продажа – это технологическая цепочка, подразумевающая выписку заказа, выбор клиента, комплектацию заказа, оплату и т.д. Для ритейла это все нехарактерно, однако, для поддержания целостности системы, многие ненужные действия приходится просто имитировать.
Говорить об 1С и прочих отечественных разработках практически бессмысленно. Для автоматизации фронт-офиса – возможно. О вот для бэк-офиса – очень сомнительно. Сеть магазинов генерирует, по меньшей мере, 100 – 200 тысяч транзакций в сутки, которые надо ежедневно обрабатывать и хранить в неагрегированном состоянии. И периодически делать аналитические отчеты.
— Что изменилось за последние год-два на рынке информационных систем для ритейла?
— Появилось довольно много маркетинговых инноваций. О создании и поддержке решений для ритейла объявили SAP, Axapta, Oracle,… Но по сути – это скорее маркетинг, обертка, для продвижения все тех же решений. Определенные надежды давала 1С. К сожалению, в качестве СУБД 1С использует только MSSQL. Этого совершенно недостаточно.
— В чем преимущества отраслевых решений перед «заказными» ИС?
— Я не видел ни одного отраслевого решения, которое бы не «дотачивалось по месту напильником». Если есть бизнес и у него хватает денег на внедрение решения – у него есть свои know-how и свои особенности. Внедрить готовое решение без доработок – это значит их потерять.
— Какова основная тенденция развития рынка информационных систем для розничной торговли?
— Их будут внедрять и внедрять. С очень переменным успехом. В отличие от любого другого бизнеса, ритейл чрезвычайно гибок и изменчив. Это приводит к тому, что решение устаревает еще на этапе внедрения и требует постоянной доработки и переработки. Жесткие устойчивые решения ограничивают бизнес и требуют многочисленных «обходных» технологий. По сути, персонал придумывает, как обмануть систему для того, чтобы развивать бизнес.
— Какие новые технологии можно ожидать в ближайшем будущем на рынке информационных систем для ритейла?
— Как-то кроме RFID на ум ни чего не идет. Полагаю, во главу угла скоро станет не учет, как таковой, а мерчандайзинг. Планограммы магазинов, размещение товаров с учетом предпочтений клиентов, цепочек закупок и ABC-классификаций.
— Назовите Ваш самый выдающийся проект за последний год?
— А вот как раз переход на MS Axapta.