Топы российских розничных компаний не остались в стороне от развивающейся ситуации с распространением коронавируса в России: многие из них публично высказались в соцсетях на эту тему. Мы приводим их высказывания целиком — со ссылками на оригинальные посты.

Михаил Гончаров, «Теремок»

«Если ничего не делать, то система придёт в равновесие сама, но мы окажемся отброшенными в развитии на 10-15 лет назад».

— Я хочу сформулировать ряд идей и подходов на будущее. Скажу сразу — речь идёт о сохранении инфраструктуры и системы работы малых, средних и больших компаний. Безусловно, все мы, и частные лица и предприятия, завязаны в гигантский клубок, в которым каждый должен каждому. Я буду говорить в первую очередь о ситуации в ритейле.

Цепочка проста: государство-банки-арендодатели-арендаторы и их поставщики -клиенты. Вся система проводит ток (деньги), только если работает каждое звено. Я не хочу говорить только о своём звене, это не просто эгоистично, это даже глупо. Если плохо будет клиенту, банку или арендодателю, то плохо будет всем. Рассматривать решение этой проблемы можно только с позиции независимого арбитра/ментора, роль которого должно на себя взять государство. Если этого не произойдёт, то все участники только «передерутся» между собой и угробят друг друга.

Сейчас мы подходим к ситуации частичной/полной остановки работы ритейла и ресторанов, но и это не самое сложное. В конце концов, сидеть дома на карантине не так и сложно. Сложно будет потом, когда возникнет цепочка взаимных претензий, которая может привести к коллапсу и слому всей системы.

Безусловно, если ничего не делать, то система придёт в равновесие сама, но мы окажемся отброшенными в развитии на 10-15 лет назад. Поэтому я вижу задачу восстановиться максимально возможно и максимально быстро. В ритейле и сфере обслуживания работают миллионы людей, и закрытие бизнеса из-за штрафов (налоговых, арендных и так далее) — это ещё и потери сотен тысяч рабочих мест.

Теперь о том, что же мы можем сделать. Я взял несколько блоков/проблем:

— Кредиты и проценты: нужно ввести возможность пролонгации и/или замораживания платежей на период вынужденного закрытия и/или последующего восстановления. Это позволит арендодателям помочь решить следующую задачу по оплатам аренды арендаторами.

— Аренды: на льготный период, имея послабления от банков, арендодатели получат возможность иметь меньшую арендную плату и продолжить операционную деятельность, сохранив «жизнь» арендодаторов. Арендаторы же смогут в результате решить задачу и следующего блока.

— Отдельным звеном стоит и работа поставщиков и подрядчиков арендаторов: это и агрокомплексы, и заводы, и цеха? и десятки тысяч малых компаний. Остановка работы ритейла вызовет, как эффект домино, крах и всей производственной цепочки с сотнями тысяч рабочих мест.

— И последний блок — доходы сотрудников: самый сложный в решении вопрос, так как не платить нельзя, а платить невозможно. Тут уже требуются краткосрочные послабления в области трудового законодательства, ведь вопрос стоит — или угробить компанию за 1-2 месяца, или пойти на заведомо сильное, но краткосрочное снижение доходов ради сохранения своего рабочего места. К сожалению, 100% ритейла оплачивает доходы сотрудников из текущей деятельности и в случае непоправимого ущерба деятельности оплата может просто прекратиться.

Все эти блоки вместе связаны и с налоговыми платежами.

Налоги: у каждого звена вышеупомянутой цепочки существуют нормативы практически по каждому налогу. Существует и система, которая отслеживает резкие их колебания для каждой компании. В условиях полной или частичной остановки выполнить эти нормативы будет невозможно, и именно тут нужна помощь и поддержка государства.

Если говорить в целом, то я вижу задачу в том, чтобы найти для цепочки государство-банки-арендодатели-арендаторы-клиенты решение win-win-win-win-win. Все мы знаем, что иногда тяжело найти ситуацию win-win и для двух игроков. Но кто сказал, что будет легко? Сейчас перед нами стоит задача совместно решать именно эту проблему пятикратного win, а не искать виновных и не создавать неприемлемый ущерб для любой из сторон!

Пост целиком здесь.

Борис Кац, «Леонардо»

«Существенные убытки у всей отрасли розничной торговли непродовольственными товарами. И одновременно — рекордные показатели у продуктового ритейла и аптечных сетей в онлайн-продажах».

— Скажу честно, предсказывая 1,5 месяца назад проблемы в экономике мира из-за эпидемии в Китае и совсем недавно — закрытие торговых центров, я не ожидал, что всё будет развиваться так быстро… По экспоненте.

Сегодня можно и нужно попытаться предположить, что будет происходит в экономике дальше:

  • Крах многих авиакомпаний, отмена заказов у всей авиаиндустрии. Проблемы у поставщиков Airbus и Boeing.
  • Крах туристической индустрии.
  • Карантинные меры ударят по потребительскому спросу.
  • Существенные убытки у всей отрасли розничной торговли непродовольственными товарами. И одновременно — рекордные показатели у продуктового ритейла и аптечных сетей в онлайн-продажах.
  • Проблемы в недвижимости:
    а) проблемы с торговой недвижимостью, вызванные проблемами в торговых сетях: снижение ставок, дефолты девелоперов, переход недвижимости банкам;
    б) опыт удалённой работы снизит потребности в офисах;
    в) проблемы в гостиничной индустрии по всему миру из-за отсутствия туристов;
    г) из-за нехватки свободных средств — снижение спроса и стоимости жилой недвижимости (медленно, не ранее чем через полгода).
  • Снижение спроса на многие товары из-за увеличившейся безработицы не даст спросу вернуться после окончания карантина (электроника, авто, ювелирка и другие отрасли).
  • Увеличение дефолтов по личным и корпоративным кредитам, проблема банковского сектора…

P. S. Кстати, ситуация будет развиваться примерно так вне зависимости от того, верите ли лично вы в эпидемию или нет. Это уже вообще не важно…

Пост целиком здесь.

Фёдор Вирин, Data Insight

«Я предпочел бы, чтобы этого кризиса не было. Но я рад, что в нем у нас хоть в одном месте подстелена соломка».

— Готовясь к докладу на завтраке для мерчантов и вендоров goods.ru, понял важное: интернет-торговля в России входит в сегодняшний кризис в идеальной форме, и это хорошие новости. Смотрите сами: в стране есть развитая инфраструктура интернет-торговли (платежи, логистика, склады …), в стране есть крупные игроки с заметным запасом прочности (не у всех, конечно, но у многих) и с хорошим потребительским опытом (что очень важно), в стране больше половины взрослого населения покупает через интернет хотя бы раз в год, а на самом деле существенно чаще.

Это очень хорошие новости. Мы сейчас находимся в глубоком кризисе, самым важным фактором которого является не нефть и не наши странненькие власти, но болезнь, про которую мы пока очень мало знаем. И интернет-торговля вместе с интернет-образованием и интернет-коммуникацией — это те инструменты, которые позволят снизить риски (и уменьшить последствия) в этом кризисе. И очень важно, что этим инструментам хватит запаса прочности для удовлетворения возрастающего спроса.

Коммуникация с курьером намного безопаснее похода в магазин, а получение посылки в постамате — еще более безопасно. ПВЗ, постаматы, курьеры добираются сегодня до самых маленьких городов. Работа сотрудников складов намного безопаснее работы продавцов в магазинах.

Путь развития розницы — быстрая доставка в ближайшие дома до закрытой двери. Путь развития онлайна — доставка до закрытой двери или до постаматов. Онлайн-заказы будут расти сейчас быстрее прогноза.

Я предпочел бы, чтобы этого кризиса не было. Но я рад, что в нем у нас хоть в одном месте подстелена соломка.

Пост целиком здесь.

Анастасия Татулова, «Андерсон»

«Гипотетическая смерть людей воспринимается нами как страшная угроза, но поверьте, смерть такого количества бизнесов штука не менее страшная»

— Хочу попросить всех НАС, всех, кто видит малый, средний, микро, любой ОФЛАЙН бизнес, связанный с посещением людей, терпящий кораблекрушение сейчас, рядом с собой в любой стране, в любом крупном городе: рестораны, гостиницы, туристические агентства, авиакомпании, салоны, спортивные клубы, ивент-агентства, частные детские сады и школы, все, кто содержат сами себя, платят деньги сотрудникам и налоги государству — все они сейчас на грани разорения. Многие уже закрылись и распустили сотрудников.

Поддержите любым способом, всем, чем можете: деньгами, хорошими отзывами, чаевыми, добрым словом, постами, оставленными депозитами за мероприятия, праздники , билеты или путевки, посещениями, заказом домой, покупкой подарочных карт (они не портятся).

Гипотетическая смерть людей воспринимается нами как страшная угроза, но поверьте, смерть такого количества бизнесов штука не менее страшная. И для страны тоже.

А для самого предпринимателя — часто даже более страшная, чем смерть физическая. Просто поверьте.

Моему «Андерсону» сейчас, как и многим бизнесам вокруг, невероятно тяжело.

И это несмотря на то, что все наши гости много лет видят наше беспрецедентное отношение к безопасности, и сейчас оно стало практически параноидальным:

  • игрушки обрабатываются каждые 30 минут;
  • температуру меряем всем;
  • работаем даже в зале в перчатках;
  • везде антивирусные лампы и рециркуляторы;
  • обрабатываем гостей и себя дезсредством;
  • обрабатываем все поверхности и ручки дверей каждые 10 минут;
  • в два раза увеличили расстояние между столами;
  • ввели «праздник в дом».

Мы делаем все что можем, а иногда — и что не можем.

Просьбы:

Я прошу прощения у всех наших контрагентов и прошу проявить терпение: мы будем прилагать максимум усилий, чтобы выполнить все обязательства, но сейчас приоритетом является выживание компании. Все платежи на март остановлены. Мы только закупаем сырье и дез. средства и платим зарплату. По всем обязательствам звонить можно лично мне.

Я прошу всё деловое сообщество помочь предпринимателям и обратиться к правительству за реальной помощью:

  • арендные каникулы по всем городским помещениям;
  • компенсация коммунальных расходов;
  • отсрочка налоговых выплат за 2019 год с марта минимум на квартал;
  • налоговая льгота;
  • субсидирование зарплаты на время действия ЧС.

Я прошу сотрудников компании работать как на войне, с максимальной отдачей, без всякой удаленки, без выходных и праздников, для того чтобы компания смогла выжить.
Мы в «АндерСон» за 10 лет никогда не задерживали зарплату, сотрудники являются безусловным приоритетом для нас, потому что именно они делают «АндерСон» таким, каким его любят.

Компании нужна ваша помощь.

Я прошу поставщиков не злоупотреблять ситуацией: то, что происходит с ценами на дезинфекционные средства и перчатки — бессовестно и не по-человечески. Цена выросла в разы, а объём мы считаем необходимым закупать гораздо больший. Это же кончится, а стыд останется…

Пост целиком здесь.

Фёдор Овчинников, «Додо пицца»

«Мы готовы закупить защитные маски и санитайзеры на десятки миллионов рублей и быстро развезти по всей стране».

— «Додо пицца» — самая широкая сеть быстрой локальной доставки в нашей стране. Мы доставляем еду из 510 пиццерий в 253 городах России — от Балтийска в Калининградской области и Норильска за Полярным кругом до Магадана и Владивостока. Мы выстроили быструю эффективную систему снабжения наших пиццерий по всей стране.

Мы хотим, чтобы наша широкая сеть в текущей ситуации принесла какую-то пользу кроме доставки пиццы. Мы вложим наши средства в закупку защитных масок и санитайзеров для рук, быстро развезем по всем пиццериям. Санитайзеры, защитные маски и бутилированную воду можно будет заказать в наших пиццериях по себестоимости вместе с доставкой пиццы — на нашем сайте, в мобильном приложении, через колл-центр. Мы ничего не будем зарабатывать на продаже этих товаров. Мы постараемся за счёт наших объемов и эффективной логистики закупить товары по самым минимально низким в текущих условиях ценам. Стоимость доставки на дом будет окупаться за счёт пиццы.

Мы готовы закупить защитные маски и санитайзеры на десятки миллионов рублей и быстро развезти по всей стране. Сейчас эти товары в дефиците, но мы уверены, что сможем решить задачу. Друзья, если вы являетесь поставщиком этих товаров или у вас есть контакты поставщиков или производителей, пожалуйста, пишите нашему коммерческому директору Ilya Zomba i.zomba@dodopizza.com, мы уже ведём переговоры и организуем закупки, но нужно больше. Все сделаем быстро, эффективно и честно. Спасибо!

Пост целиком здесь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Спец-2021.-В-контенте