В России собираются начать производство одежды, елочных игрушек и ювелирных изделий с эмблемами, связанными с последними терактами ИГ. Полученную прибыль обещают пустить на благотворительность. По мнению экспертов, проект может стать довольно доходным, хотя целесообразность траурных символов на некоторых товарах сомнительна.
В Роспатент поданы заявки на регистрацию в качестве товарных знаков изображений пацифика, стилизованного под самолет, и Эйфелевой башни на фоне флагов России и Франции. Последнее время эти изображения активно используются в интернете, чтобы показать солидарность с жертвами трагедий терактов, совершенных запрещенной в России группировкой "Исламское государство" (ИГ).
Майки со стилизованным изображением Эйфелевой башни уже начали активно продаваться на Западе, теперь очередь дошла и до России. Однако российский бизнес решил пойти дальше. Товарные знаки регистрируются не только по 25-му классу (одежда, обувь, головные уборы), но и по 14-му (ювелирные изделия, бижутерия, драгоценные камни, часы и т.п.), 21-му (кухонная утварь; расчески и губки; приспособления для чистки и уборки; мочалки металлические; изделия из стекла, фарфора и фаянса и т.п.) и 28-му, который включает в себя елочные игрушки и спортивные товары.
В качестве заявителя указан Андрей Власов. Предполагается, что прибыль от этих изделий будет передана на благотворительные цели для помощи жертвам терактов.
"Планируется создать благотворительный фонд, в который будет направляться вся прибыль. Возможно, проект будет международным, Власов планирует связаться для этого с посольством Франции. Судя по всему, война будет затяжной, так что это, увы, долгосрочный проект", — сообщил представитель Власова "Газете.Ru".
Также он уточнил, что, возможно, линейку будут расширять, в случае если теракты повторятся.
"В качестве основы будет использоваться символ мира, но будут добавляться новые детали (хочется верить, что этого не понадобится), которые будут указывать на детали новых трагедий", — заявил он.
Эксперты сходятся в том, что Власов имеет неплохие шансы получить права на эти товарные знаки — формальных причин для отказа нет (изображения не нарушают нормы общественной морали и не вводят покупателей в заблуждение).
"Помешать сможет только автор этих рисунков, если сможет доказать Роспатенту, что права принадлежат именно ему", — уточнил Сергей Зуйков, генеральный директор юридической компании "Зуйков и партнеры".
Так, автором пацифика с Эйфелевой башней выступает известный французский иллюстратор Жан Жюльен.
В свою очередь, российский пацифик с вписанным образом самолета в память о крушении A321 в Египте впервые выложила в фейсбук представитель МИД России Мария Захарова. "Вот это мне сейчас прислал незнакомец из Италии с единственным словом в подписи "Solidariet & agrave". Спасибо", — написала Захарова.
Впрочем, как пояснил Анатолий Аронов, президент Первой патентной компании, даже в случае отказа в регистрации предприниматель законно сможет достаточно длительное время выпускать свою продукцию под этими товарными знаками.
"Скорее всего, зарегистрируют, но даже если заявки отклонят, все равно можно будет выпускать товары в течение года, пока заявку рассматривают. У товарного знака еще нет защиты, но у заявителей уже есть приоритетное право. Власов первый подал заявку, соответственно, запретить ему работать никто не сможет", — отметил эксперт.
Проект может быть достаточно прибыльным.
"Сейчас это популярная тема, вполне возможно, проект будет пользоваться высоким спросом. Другой вопрос, насколько это долгосрочно. Вспомнят ли об этих эмблемах к лету, когда уже оформят защиту на товарные знаки?" — задается вопросом Зуйков.
По оценке Анатолия Аронова, минимальная цена лицензии на использование этих товарных знаков составит 3 млн руб.
"Это минимальная сумма, продажи могут быть гораздо выше. Главное — правильно позиционировать все как благотворительный проект, чтобы люди понимали, куда пойдут деньги. Были уверены, что никто на горе не наживается", — говорит Аронов.
Марина Прокина, специалист по маркетингу и рекламе института "Мирбис", также считает, что товары с символикой, связанной с терактами, могут быть востребованны, но для этого необходимо верное позиционирование.
"Для некоторой части товаров, в первую очередь шарфов, футболок, шапок, это будет вполне востребованно. Но надо аккуратно обыграть. Например, должно быть не только описание катастрофы, но и отражены патриотические ценности, ценности силы — "мы сильные, мы не боимся".
Сейчас мы видим рост патриотизма, поэтому вещи с таким посланием найдут покупателей. Люди этого хотят", — считает она.
Тем не менее, по мнению экспертов, не все категории, по которым заявлена регистрация, одинаково успешны. Наиболее востребованны будут майки.
"Что касается посуды и ювелирных изделий, то спорно. Нормально, если это будет недорогая молодежная бижутерия, а вот дорогие ювелирные изделия вызывают вопросы. Хотя, возможно, и тут общий тренд сделает их популярными", — рассуждает Прокина.
Наибольшие же сомнения вызвала целесообразность траурных символов на елочных игрушках.
"Новый год воспринимается как веселый, радостный праздник, люди не хотят портить новогоднее настроение. Елочные игрушки захочет приобрести только очень узкая группа покупателей", — уверена Прокина.