Кто первым придумал торговать без продавца? Кто и как приучал покупателя к тележке? Как мог бы называться Amazon? Об этом и многом другом Retailer.RU решил вспомнить накануне профессионального праздника.

1. В отличие от коллег из-за рубежа или соотечественников, занятых другим делом, у российского ритейлера есть повод поздравлять себя с профессиональным праздником аж дважды в году. Впервые День работника торговли, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства отпраздновали в 1966 г. Тогда его решили отмечать в последнее воскресенье июля, а спустя 22 года перенесли на третье воскресенье марта. Профессиональное сообщество тут же разделилось на два "лагеря": одни продолжали праздновать по-старому, другие — по-новому. А кто-то — и дважды.

2. Первая в мире товарная биржа появилась в 1409 г. в бельгийском городе Брюгге, и с тех пор, во многом благодаря усилиям населения Бенилюкса, зерновые, кофейные и мясные биржи стали обычным делом. Зачем останавливаться на достигнутом, подумал как-то Геррит Залм, экс-министр финансов Голландии, и основал биржу для торговли виски — World Whisky Index (2007 г.). Покупателю напитка на WWI предоставляется сертификат, который подтверждает право на последующую продажу приобретенной бутылки. Забирать бутылку не обязательно, ее можно оставить на хранение WWI. Инвестиции в виски весьма популярны среди японцев, китайцев и русских.

3. Кто не грезит сегодня концепцией "магазина без продавца" на базе RFID? В Норвегии между тем такой формат применяется давно — и без всяких технологических ухищрений. Практически в каждом магазинчике при ферме можно самостоятельно выбрать товар — свежие овощи и другую продукцию хозяйства, подсчитать стоимость на специально оставленном хозяином калькуляторе и расплатиться, взяв сдачу.

4. Одним из первых проданных предметов на аукционе eBay, созданном Пьером Амидьяром в 1995 г., стала сломанная лазерная указка (за $14,83). Удивленный основатель магазина спросил покупателя, действительно ли тот понял, что предмет неисправен. "Понял, — ответил покупатель. — Я просто коллекционирую сломанные лазерные указки".
А вот у российского ритейлера "Закажи 24" такой номер не прошел: клиент решил вернуть неисправный репеллент. А чтобы доказать, что тот плохо работает, принес в офис компании 26 лично пойманных комаров.

5. Штрихкод, ставший одним из самых важных изобретений в рознице, способен и на злую шутку. В 2005 г. компания Sony BMG Music Entertainment выпустила музыкальный сборник Electric 80s. В оформлении обложки диска был использован большой штрихкод. Художественный эксперимент обернулся для многих ритейлеров убытком: вместо правильного штрихкода, расположенного на обратной стороне диска, продавец частенько сканировал штрихкод-украшение. Сканер распознавал другой товар, который стоил дешевле. При выпуске второй партии дисков обложку изменили.

6. Сегодня есть масса инструментов, чтобы убедить клиента сделать покупку именно в твоем магазине: это и подарочная карта, и бонусные баллы, и скидки, и спецпредложения… Дальше других в этом смысле пошел американец Джосайя Уоррен: в 1827 г. он открыл магазин Cincinnati Time Store, где товары можно было купить с наценкой всего лишь в 7% (намного дешевле, чем у конкурентов), а расплатиться за покупку — не деньгами, а обязательством выполнить эквивалентную сумме чека работу. Пять килограммов зерна стоили один рабочий час. Расплатиться столь экстравагантным способом можно было не только за товары, но и за услуги других людей, объявления о которых размещались на специальной доске в этом же магазине. Только подумайте, как могла бы выглядеть специальная акция у такого ритейлера: "Только на этой неделе 5 кг зерна всего за 45 минут работы кассиром в нашем супермаркете!"

7. Тележка для покупок, давно ставшая неотъемлемым атрибутом шопинга, была изобретена в 1937 г. Сильваном Голдманом, владельцем супермаркета Piggly Wiggly в Оклахоме (США). Предприниматель справедливо предположил, что наличие такой "емкости" автоматически приведет к увеличению среднего чека. Однако нововведение прижилось далеко не сразу: дамы приняли тележку за специфическую коляску для детей и не захотели ей пользоваться, а мужчины и вовсе сочли, что прибегнуть к такой помощи ниже их достоинства. Тогда владельцу магазина пришлось нанять "подсадных покупателей", которые наглядно демонстрировали удобства использования тележки. В результате Сильвану Голдману удалось не только убедить посетителей использовать тележки, но и наладить их массовое производство.

8. Сегодня ритейлеры не только не отказываются от изобретения Голдмана, но и всячески его совершенствуют. Например, крупные американские ритейлеры K-Mart and Target снабжают тележку специальной радиосигнальной меткой, которая позволяет отслеживать ее перемещение и предотвращать кражу. Сеть "О’Kей", которая давно использует тележки как рекламный носитель, недавно оснастила их NFC-метками. Сотрудники торгового зала несколько раз в неделю сканируют метки смартфоном, что позволяет заказчику рекламы удостовериться в том, что все носители находятся "в строю".

9. Создатель Amazon Джеф Безос сначала хотел назвать свой проект Cadabra (сокращение от "абракадабра"), но передумал — после того, как его адвокат, не расслышав, принял "сadabra" за "cadaver" (англ. — "труп"). Тогда Джеф Безос назвал свое детище по имени знаменитой реки. Во-первых, это коррелировало со слоганом "Самый большой на земле интернет-магазин", во-вторых, слово начиналось с первой буквы алфавита и автоматически выводило компанию в первые ряды по итогам обработки поисковиком запроса.
Непростой путь в поисках названия прошли и создатели сети "Связной". Проект Максима Ноготкова мог бы называться: "Эталон", "Мобиус", Sim Sim, "Порт-О-Тел", "Портмобиль", "Прием", "Сотелит", "Проводоff", "Б.О.М.Б.А.".А вот швед Ингвар Кампрад недолго раздумывал и решил назвать свой проект в часть себя и своей малой родины: IKEA — это аббревиатура от инициалов Ingvar Kamprad, названий фермы Elmtaryd, где он вырос, и близлежащей деревни Agunnaryd. Предметы мебели, которые выпускает компания, часто носят названия шведских населенных пунктов, а также распространенных в стране мужских и женских имен.

10. Обычно ритейлер требует у поставщика компенсаций, если если товар оказался хуже, чем было прописано в договоре. Шведский алкогольный ритейлер Systembolaget поступил ровно наоборот — компания вернула компании-поставщику Spruce Up партию вина в 6 000 бутылок из-за того, что его эксперты сочли, что напиток «слишком хороший», и потребовала возмещения убытков за  срыв начала продаж. Дело в том, что по вкусовым свойствам поставленный напиток значительно превосходил те образцы, которые поставщик предоставил ритейлеру при заключении контракта. Казалось бы, ритейлер должен был радоваться: предоставляя покупателю лучший продукт по прежней цене, он смог бы увеличить продажи. Однако задача Systembolaget, единственным владельцем которым является государство, в том, чтобы клиент покупал не как можно больше, а наоборот — как можно меньше.

11. Выход в Россию заставил многих международных игроков изменить подход к торговле, и не только. Так, фирменными цветами БТиЭ-ритейлера Media Markt во всех странах присутствия, кроме России, являются красный, белый и черный. В нашей стране традиционный триколор уступил место пурпурному оттенку, так как один из прямых конкурентов Media Markt, который долгое время использовал желто-синюю цветовую гамму, незадолго до прихода немецкой сети на рынок обрел оттенки красно-бело-черного.

12. Для ритейлера важно выбрать не только правильное название и цвета бренда, но и дату открытия. В этом отличилась российская "Аптечная сеть 36,6": зарегистрирована 17 августа 1998 г., в день, который принято называть "черной пятницей". В этот день правительство РФ объявило дефолт по государственным краткосрочным облигациям. Причиной кризиса стала острая нехватка средств и большой государственный долг. В то время за полгода рубль к доллару упал почти в четыре раза, доверие населения и инвесторов было сильно подорвано и произошли массовые банкротства малых предприятий и банков.

13. Раз в два года каждый сотрудник Amazon в обязательном порядке проводит два часа в роли сотрудника колл-центра. Никаких исключений нет и для генерального директора. По словам Джефа Безоса, этот опыт был для него полезным и веселым одновременно. "Как-то я принял заказ у клиента, который заказал 11 товаров от 11 разных продавцов и записал неправильный адрес доставки!" — вспоминал он.

14. Формат convenience store (удобный магазин), предполагающий продажу свежих готовых к употреблению товаров, был изобретен еще до начала массового распространения холодильников на фреоне. В 1927 г. Джо С. Томпсон начал продавать молоко, яйца и хлеб — со склада завода по производству льда Southland Ice Company в Далласе (США), сотрудником которого являлся. Впоследствии "ледяные склады" стали размещаться в магазинах созданной предпринимателем сети, которая получила название 7-Eleven. В 1964 г. компания первой на рынке предложила покупателю "кофе с собой".

15. "Продавец" — это звучит гордо? Топ-менеджеры многих розничных компаний собственным опытом стараются развеять миф о том, что должность продавца — одна из самых бесперспективных для карьерного роста. Так, все региональные директора "М.Видео" выросли с должности директора магазина. А 90% директоров магазинов начинали карьерный путь с позиции продавца.
Треть директоров российских магазинов Media Markt также пришли в компанию на более низкие должности.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments