Круглый стол «ИТ: формирование и управление ключевыми бизнес-процессами розничной сети». Четвертая серия

Дата записи: 1 июня. Размер 63,7 Mб. Время 19 минута 34 секунды.

Олег Вайнберг (ИТ-директор сети «Компьютер-центр «Кей»): — Коллеги, хотелось бы еще раз подчеркнуть. Да, не хватает людей, бюджетов, и хороший айтишник, который понимает куда идет бизнес, конечно, справится с этим. Главное, чтобы и вы понимали, что можно перейти на бесплатное ПО и вы здорово сэкономите на лицензиях. Но если у вас есть два или пять специалистов Microsoft, то вы этими силами перекроете все, что у вас есть от Microsoft. Три-пять специалистов 1С будут поддерживать все системы 1С, потому что внутри они все примерно одинаковые. Но если вы будете работать с бесплатным софтом, несомненно надо быть готовым, что вам придется увеличить количество людей, которые все это будут обслуживать, поскольку системы скорее всего будут разнородные. Это надо тщательно взвешивать.

Много раз здесь говорили об OpenOffice. Очень удачно, что удалось сюда пригласить представителя «Сан».

Виталий Титов (руководитель практики программных продуктов России и СНГ «Сан Майкросистемс»): — Я, наверное, нахожусь в самой удобной ситуации, когда я выслушал практически всех и дам некое наше видение этого вопроса.

Во первых, проблем куча. Правила игры изменились кардинально. Самое большее, что нам всем предстоит — это понять, что нам делать во время кризиса, основные вещи. Разговаривая с большим количеством клиентов, я слышу от них: «лицензии замучили, огромное количество денег, боимся, чего делать не знаем. Может имеет смысл рассматривать «Open продукты». Тут же встает вопрос, а каким образом работать, с какими ресурсами. Стоит дифференцированно относиться этим вещам.

Бизнес система есть какая-то и скорее всего не одна. Есть те сегменты, которые связаны с большим потоком людей. У кого из вас есть собственные call-центры, поднимите руки. Это один вопрос. Большая текучка, персонал низкого уровня. А кто арендует call-центры или какие-то сервисные вещи, связанные с обслуживанием клиентов? Один человек только здесь представлен. В данном случае можно подчеркнуть такую вещь. Недавно общался с одним их ИТ-директором, на которого была возложена ответственность за поддержку call-центра. Тот говорил о том, что большая текучка людей, малая грамотность. Потому что это региональный call-центр и проблема в том, что просят сокращать людей, каким образом? При этом эти люди имеют доступ к персональной информации. С одной стороны как защититься от этих людей, а с другой стороны дать хорошее качество поддержки.

И у этого ИТ-директора стоит вопрос, как удержать качество с меньшим количеством людей. Пользовались какими-то платными продуктами коллег-вендоров, но в какой-то момент поняли насколько высока лицензионная нагрузка и начали смотреть по сторонам. И задали резонный вопрос: «А что есть еще вокруг?». Когда мы говорим о бесплатном ПО надо четко понимать, что эта нагрузка ложится на саму компанию, потому что вам необходимо будет это ПО поддерживать, либо у вас должен быть партнер, который будет этим заниматься. Либо вы принимаете правила игры и начинаете использовать открытое ПО: приобретать специалистов, наращивать мощность. С помощью этих людей вы уже можете реализовать те же самые задачи, которые у вас были реализованы на платном ПО. Это один аспект проблемы.

Другой аспект проблемы — это те задачи, которые лежат перед вами, теми кто управляет процессами, кто видит сверху всю картинку. И видит, что есть денежные потоки, информационные потоки. С одной стороны необходимо удержать информационную безопасность, вы понимаете, что зависите от людей, которые должны это организовать. При этом есть много моментов, связанных с тем, что не только люди, которые на вас работают, представляют некую угрозу, но и есть системы, которые могут вам позволить создать такой уровень безопасности с одной стороны. С другой стороны — минимизировать лицензионную нагрузку, да и с помощью этих продуктов построить те информационные потоки, которые компании необходимо организовать.

У кого в компании три корпоративные системы, которые отвечают за финансы, логистику, CRM, еще что-то? У одного есть. У кого пять? Есть. Одна? Есть и такие. Это наверное большая супер система типа SAP.

Я уверен, что большинство систем в компании разбивается примерно таким образом: есть 1-2 системы, которые у вас бизнес критикал, а дальше они идут по уменьшению. Есть некие системы, которые в нижнем сегменте, например, на проходной делают пропуска. У них тоже есть какая-то база данных, которая каким-то образом собирается в единое целое. Имеет смысл задуматься с точки зрения использования платного ПО, бесплатного ПО на уровне того, что верхний критикал имеет смысл оставить надежного производителя системы, с хорошей поддержкой, с хорошим консалтинговым опытом.

Спускаясь на следующий сегмент, который ниже, надо подумать насколько это необходимо, потому что система какая-либо может распределяться от одного департамента до нескольких. Тут надо по деньгам посчитать насколько выгодно использовать платное или бесплатное ПО и просчитать людей. А в нижнем сегменте я бы порекомендовал вообще не рассматривать платное ПО, потому что задачи, которые оно решает, настолько небольшого уровня, и они действительно не смогут внести в ваш бизнес ощутимой доли.

В рамках этой шкалы имеет смысл подумать: платное, бесплатное, открытое, закрытое. И надо подумать по поводу консультантов, внутрь брать человека или все-таки аутсорсить этот процесс.

Большинство наших клиентов, используя наши продукты, выстраивают достаточно серьезные внутри компании инфраструктурные проекты и решают бизнес задачи на уровне интеграции потоков данных, бизнес процессов, нескольких систем, вопросов безопасности. Например, для одной компании мы аутсорсим функции обучения. Используя именно Open-продукты. Мы построили взаимодействие так, что определенная часть информации о наших сотрудниках перетекает в их компанию, и есть уровень доступа этих людей к информации как о сотрудниках, так и о их знаниях. И у этой компании есть некая матрица понимания того кто такие сотрудники САНа. Еще один хороший пример, компания Yota. У этой компании все услуги и все продукты разработаны на Open-Source.

Наши клиенты — это разные большие компании. В России их достаточно много. Я сталкиваюсь с тем, что прихожу в компанию и вдруг мне объявляют: «Мы все ваши продукты уже давно имеем, мы бы хотели просто получить небольшую консультацию». Когда задаешь вопрос: «А где же вы берете специалистов». Они говорят: «Ну это же просто. Мы сначала сделали один шаг какое-то время назад, а сейчас обладаем уже большим пулом специалистов, которые абсолютно четко понимают как и что необходимо делать». При этом особенно радует то, что в рамках именно безопасности люди развиваются достаточно быстрыми шагами. Как вы знаете, наверное, что в 2010 год мы войдем с законом «О защите персональных данных». Компании, которые уже давно используют наши продукты, реализовали эти вопросы достаточно быстро. Потому что, добавив еще один продукт к себе в линейку из нашего портфолио, они получили очень быстрый инструментарий для того, что бы это все реализовать.

Олег Вайнберг: — На этом просветительская часть закончилась. Я и коллеги готовы к вопросам. Поднимите, пожалуйста, руки у кого есть персонализированные дисконтные карта или бонусные карты.

Хочется верить, что все вы понимаете, что с 1 января 2010 года вы все подлежите специальному лицензированию. Если вы хоть каким-то образом обрабатываете персональные данные своих клиентов автоматизированным образом, то вам надо будет получать лицензию, построив процесс получения от ФСС, где делается довольно просто до ФСБ, где делается тяжело.

Виталий Титов: — В основном это касается финансовых, медицинских, страховых, но все-таки большинство из вас имеют дисконтные программы, наверняка, кто-то из вас входит в систему «Малина». И вот граница между вами и компанией, которая предоставляет этот сервис, очень тонкий момент. Потому что компания, которая управляет этими персональными данными с одной стороны может предоставлять вам доступ, с другой стороны — нет. И тут можно попасть в разрез, когда необходимо будет чуть ли не на уровне ФСБ проводить эти работы для того, чтобы сертифицироваться, чтобы вы правильно защитили эти данные.

У нас в стране как всегда, пока «гром не грянет» мы все ждем и ждем. Сейчас люди ходят и говорят о том, что в ноябре-декабре успеют сделать.

Недавно была конференция и там как раз были люди из ФСТЭК и из ФСБ, специально приглашенные. Им задали вопрос: «Что можно сделать потом?». Они ответили: «Потом только штрафы». Мы спросили: «Может отложим?». Они ответили «Ну тогда мы точно не внедрим это все».

Олег Вайнберг: — Да, делать это надо сейчас. Коллеги, хочется услышать какие-нибудь вопросы, а то создается ощущение, что аудитория не вполне поняла, о чем шла речь.

Андрей Пачикин (Industry Market Development Manager Microsoft Inc.): — Хотел еще маленький комментарий сделать. Когда мы говорим о том, платное это ПО или бесплатное, как правило понимаем платы, которые взимаются за право использования этого ПО, то есть за лицензию. И как правило, мы никогда не считаем во сколько нам встанет обслуживание и развитие этого ПО. И не задумываемся о рисках, которые возникают при использовании.

Пару недель назад в PC Week была опубликована короткая заметка со ссылкой на Eurostat, который опубликовал результаты расчета затрат на перевод рабочих станций управляющих учреждений Евросоюза на свободное ПО. Речь шла о Еврокомиссии, Европарламете и Аудиторском суде. Так вот сумма там — больше 70 млн. евро, что в расчете на лицензию Microsoft — это более 30 лет платежей.

Олег Вайнберг: — Перевожу на русский язык: не ломайте то, что работает. Сейчас идет большой разговор о создании национальной операционной системы. Я всецело «За».

Александр Гершойг (руководитель направления EDI отдела автоматизации продовольственной розницы «1С-Рарус»): — Я вспомнил китайцев. Про китайцев ничего не прозвучало, а это на самом деле важно, значение китайцев гораздо больше и шире.

Джинсы придумали в Америке, потом был мировой успех. А сейчас кто их шьет? Компьютер придумал IBM. Потом был мировой успех персональных компьютеров. А сейчас их кто делает? Китайцы делают все, включая китайцев. Это вообще основной центр производства. И свой бизнес IBM передала китайцам — фирма Lenovo. Автомобили придумали в Европе. Потом был успех Форда и т.д., а сейчас и через некоторое время мы с вами увидим, что все автомобили будут делать в Китае.

Недавно я услышал о том, что китайцы пишут свою операционную систему, понимаете, да? То есть все, что прозвучало, конечно, хорошо и правильно, действительно «айсберг» айтишного бизнеса переворачивается. И от высоко мудрого софта, от высокой стоимости мы переходим к услугам. Будем теперь платить больше за услуги и поменьше за стоимость софта. Я хочу дать вам хороший такой инструмент как определить, что оставлять у себя, а что надо отдавать на сторону специалистам: читайте прессу и смотрите не делают ли это китайцы. Спасибо.

Первая серия круглого стола «ИТ: формирование и управление ключевыми бизнес-процессами розничной сети»

Вторая и третья серии круглого стола «ИТ: формирование и управление ключевыми бизнес-процессами розничной сети

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments