Круглый стол “ИТ: формирование и управление ключевыми бизнес-процессами розничной сети”. Вторая серия

Дата записи: 1 июня 2009 г.. Размер: 61,7 Мб. Время: 18 минут 46 секунд.
 
Олег Вайнберг, ИТ-директор сети “Компьютер-центр "Кей”: — Свои плюсы есть в монолитности, хотя она привела к тому, что при всем моем уважении к продуктам Microsoft — мы золотые партнеры Microsoft и используем очень многие продукты компании — на 80% компьютеров у меня в компании установлен бесплатный OpenOffice, который делает Sun. И если мы говорим о бесплатных или условно-бесплатных продуктах, то мне бы хотелось передать слово Асе Власовой, которая является представителем РАСПО — Российской ассоциации свободного программного обеспечения.
 
Ася Власова, член правления Российской ассоциации свободного программного обеспечения (РАСПО): — Наша ассоциация образовалась не так давно из пары десятков ведущих IT-компаний России. Есть очень много близких друг другу определений — свободное, бесплатное, условно-бесплатное, коммерческое, закрытое, с открытым исходным кодом и так далее. Сегодня я буду говорить о свободном ПО, которое всегда имеет открытый исходный код и предоставляет пользователям четыре вида свободы: как угодно использовать, изучать, модифицировать ПО, и чаще всего оно бывает бесплатным. Начну с очевидной для всех аксиомы, мне кажется, что когда айтишники говорят о своей отрасли, то забывают о том, что никакая IT система, никакая ERP система, никакие экономии или, наоборот, массированные вливание в IT не спасут, если руководство компании и в частности розничной компании принимает неправильные управленческие решения. Эти решения могут касаться чего угодно: финансовой стратегии, экстенсивного развития или неправильного управления человеческими ресурсами. Это нужно всегда понимать, при этом, безусловно, можно и на IT сэкономить.
 
 Нужно обсуждать, как из сегодняшней ситуации сокращения бюджетов выжать максимальную пользу, и какие IT решения необходимо развивать, чтобы бизнес был более эффективен. Так вот, в ситуации, когда руководитель принимает правильное решение, определенная политика в области IT, безусловно, может сделать его бизнес более эффективным. Что имеется в виду? На этом слайде я выделила основные моменты, которые при реализации правильной стратегии делают розничный бизнес более эффективным. В частности, остановимся на биосистемах, так называемых системах бизнес-анализа.
 
Недавно я столкнулась с такой ситуацией. Существует крупная розничная сеть, около 500 корпоративных клиентов, огромная линейка различных товаров, широкий ассортимент. Сейчас все оптимизируют эту продуктовую линейку, вот и руководство компании хотело выяснить — на чем генерируется прибыль? Когда они поставили перед собой этот вопрос, было очевидно — на огромной базе клиентов, огромной для этой нише линейке продуктов. После проведенного анализа стало ясно, что половину своей прибыли они зарабатывают на пяти клиентах, и это дает им два продукта. Это очень яркий и частый пример того, какая до этого была у руководства кривая управленческая отчетность. И вот такие системы помогают в нужный момент очень быстро, оперативно и наглядно предоставлять данные.
 
 Есть EDI — это электронный обмен коммерческими документами, который используется во многих ритейл-компаниях, оптимизирует взаимоотношения с поставщиками, когда нужно балансировать между тем, чтобы не просрочить кредиторскую задолженность и при этом оставаться на грани возможного. То есть сейчас это очень важно для всех ритейлеров. Также есть управление сервисом поставщиков, когда поставщики понимают, что за низкое качество сервиса автоматически будут начисляться определенные пени и штрафы — и это очень серьезный стимул. Не буду останавливаться подробно на каждом пункте, постараюсь сказать кратко.
 
Розничные сети — это всегда много магазинов, филиалов и рабочих мест, и все-таки на чем же можно экономить и надо ли экономить? Расскажу еще об одном примере. Есть владельцы крупной розничной сети цифровой техники, которые были озадачены проблемой лицензирования всего ПО, которое имелось в их большой сети. Понятно, что эти опасения были вызваны не желанием вдруг стать честными, а простой опасностью того, что в любую точку могут придти проверяющие, и работа будет парализована на длительный срок. Владельцы пошли осторожным путем. Они сначала сделали аудит того, что у них есть. В итоге мы увидели около 1000 рабочих мест, на которых установлено огромное количество разнообразного ПО, причем абсолютно без привязки к функциям, которые выполняет тот или иной сотрудник. Без привязки к стоимости этого программного продукта. То есть мы обнаружили, что в сети используются дублирующие друг друга программные продукты, и все как один, естественно, дорогостоящие и ненужные сотруднику.
 
 Было выявлено, что внедрение решений производилось без учета какой-либо IT политики или IT стратегии. Бизнес в хорошие времена очень бурно развивался, отрасль развивалась серьезными темпами, поэтому фактически не было проблемы проверок, и  устанавливалось все, что только можно. Когда мы посчитали   лицензирование всего ПО, что у них есть, эта цифра была близка к  $ 2 млн. Естественно, владельцы были не очень рады и попросили дать им совет, как поступать с этим многообразием ПО или как бы сказали IT специалисты, «зоопарком». Какие здесь могут быть пути решения проблемы?
 
В данном случае было сложно решать эту проблему, потому что существовало большое количество различных систем, в том числе самописных, которые поддерживали те или иные функции в каждом магазине, филиале. После всех расчетов для данной компании самым выгодным оказалось внедрение комплексной ERP системы. Но при этом можно предпринять и ряд других действий, которые минимизируют затраты на IT и в итоге повысят эффективность. То есть обязательно нужно постоянно проводить мониторинг и аудит того, что каждый пользователь делает на каждом рабочем месте. Действительно ли ему необходим тот избыточный функционал, который предоставляет  какое-то платное дорогостоящее ПО?  Естественно, не должно быть никакого дублирующего ненужного ПО на рабочих местах, но это вопросы к IT специалистам, а не к владельцам бизнеса. В тех случаях, когда коммерческие программные продукты могут быть заменены свободными аналогами, безусловно, это имеет смысл делать. Устанавливать тот же OpenOffice. Какие существуют аналоги, я покажу на следующем слайде. 
Также интересным решением был проект для одной розничной компании по переводу рабочих мест в точках продаж на терминальный доступ к единой ERP системе. Как выяснилось, в каждом магазине порядка трех-пяти рабочих мест были укомплектованы нелицензионным ПО, включая AdobePhotoshop. Разумеется, после того как был проведен анализ, стало очевидно, что там не нужно ничего кроме кассового аппарата и доступа к ERP системе. В данном случае переход на комплексную  ERP систему, которой еще не было в компании, но до которой она по своему обороту и прибыли давно дозрела, стал достаточно хорошим решением.
 
Очень кратко я здесь представлю сводную таблицу, свободные аналоги коммерческим программным продуктам — то, что здесь приведено, это все бесплатные продукты, при этом они свободны, с открытым исходным кодом. И в большинстве случаев они покрывают всю требуемую функциональность на рабочем месте. На этом я закончу, спасибо.
 
Олег Вайнберг: — Спасибо большое. Самое страшное, что сейчас может произойти, это если вы вызовете своих директоров и скажете, что были на конференции, сказали, что все можно установить бесплатно, а старое убрать. Но даже здесь в качестве ядра стояла базовая система управления — ERP. Очень может быть, что это был SAP или что-то другое. В любом случае в центре должно стоять нечто серьезное. И все вы понимаете, что даже если вы сломаете все и поставите бесплатное, то все равно за это придется платить. Потому что есть люди, которые будут обслуживать, есть стоимость лицензии. Это всего лишь около 30% от стоимости всего, что приходится оплачивать. На мой взгляд, в последнее время в категорию условно-бесплатного продукта попал уважаемый 1С, потому что стоимость его лицензий стала выглядеть смешно по сравнению со стоимостью лицензий грандов.
 
Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственной розницы «1С-Рарус»: — Добрый день. Я затрону уже обсуждаемые темы и от них плавно перейду к платной и бесплатной технологии. Основной вид деятельности нашей компании — это создание и внедрение программных продуктов в реальную жизнь. Сейчас речь пойдет о направлении, специализирующемся на создании программных продуктов для розницы. С одной стороны прозвучали совершенно верные тезисы о том, что стоимость лицензии — это порядка 30% от всех затрат. Прозвучала верная фраза о том, что существуют программные заменители, но ни один программный продукт не будет жить без развития. Сегодня это продукт актуальный, а завтра — это продукт прошлого. Подтвердить эту фразу я готов, сказав несколько слов про наши темпы развития, про то, с какой скоростью развиваются торговые технологии. Почему мне хочется остановиться на таком понятии как торговые технологии? Это основной шаг, который наша компания сделала в конце прошлого года в связи со сложившейся ситуацией на рынке. Шаг этот коротко описывается следующим образом. Если до середины прошлого года 1С-сообщество говорило о комплексности, о системах управления, то в середине прошлого года мы сместили акценты на понятие «торговые технологии». Их можно условно разделить на два типа: помогающие продавать и помогающие повышать эффективность. О первом здесь говорилось, поэтому приведу пример из разряда технологий, позволяющих компаниям заниматься собой и повышать собственную эффективность.
 
Возвращаясь к теме «платно-бесплатно», вряд ли возможно было бы создание довольно значительного количества этих торговых технологий на бесплатной основе. Но однажды эти технологии становятся тиражными, дешевыми, вписывающимися в концепцию 30% от общих затрат, но тем не менее совсем бесплатными они не смогут быть. О каких технологиях идет речь? За прошедший год нами были, что приятно, не просто разработаны, а успешно опробованы на целом ряде сетей такие технологии, как управление рабочим временем кассиров. Технология позволяет совмещать наиболее эффективных кассиров с наиболее нагруженными кассами, завязывать на этом мотивацию и экономить. Выгода очевидна. За тот же период была внедрена такая технология, как управление выкладкой. Все бы хорошо. Есть продукты-заменители, есть бесплатные продукты, но есть основная проблема управления выкладкой. На примере одной федеральной сети мы подсчитали, что это порядка двух человеколет. Какая польза от бесплатной технологии, внедрять которую надо два года? К таким же технологиям можно отнести также автоматизацию сбора бонусов, когда однажды закладывается схема расчета бонусных платежей от поставщиков, а далее система сама выставляет счета, отслеживает начисления и т.д. К таким технологиям можно отнести EDI — электронный документооборот и другие. Однако сомнительно то, что такое количество технологий может родиться бесплатно.
 
  проиллюстрирую понятие стоимости технологий. Первоначальное создание каждой из этих технологий — это несколько человеколет. Переведя в зарплаты, можно понять ее себестоимость. Интересен вопрос тиражирования этих технологий. Если технология действительно востребована и приносит пользу, она начинает тиражироваться. Вот здесь стоит говорить о снижении цен, отсюда появляется понятие «смешных» цен на продукты 1С. Скорее всего, эта фраза иллюстрирует довольно быстрое движение фирмы 1С по созданию новых технологий и по их выведению на массовые рынки. Вот это стоит отметить. Что касается инноваций самой 1С, не могу не затронуть еще более трудоемкие, еще более серьезные технологии, как появление в платформе 1С тонкого клиента и возможность работы посредством единых баз данных через интернет. Нельзя не сказать о том, что теперь платформа СУБД делает абсолютно промышленные движки баз данных, что позволяет снять привычное для ассоциации с брендом 1С ограничение по объему обрабатываемой информации. Существовало мнение, что 1С — это средний и малый рынок. С точки зрения объема обрабатываемой информации это не так. Можно привести пример огромных предприятий, в частности, ГК «Вестер», объединяющей порядка 50 гипермаркетов, в течение получаса собирающей все данные о продажах в центре. Это довольно-таки промышленный объем. Спасибо.



Третья серия

Дата записи: 1 июня. Размер 34,5 Mб. Время 10 минута 32 секунды.

Игорь Яковенко (Software sales representative IBM): — Я не буду рассказывать о том, какие продукты компания IBM имеет, и что она может предложить для ритейла. Олег Вайнберг, когда мы с ним предварительно переписывались, попросил обозначить какие-то истории успеха по переходу на бесплатное программное обеспечение.

Пару недель назад я позвонил ИТ-директору компании «Тандер», сеть магазинов «Магнит». Они переходили на открытые платформы, и я попросил более детально про это рассказать и поделиться теми успехами, которые они получили, и теми проблемами, с которыми они столкнулись.

Компания «Тандер» начала переход на открытые технологии порядка 7-8 лет назад. Процесс прошел практически «бесшовно». Они сделали переход того количества магазинов, которое у них было буквально за 3-4 месяца. Сейчас они поддерживают эту же тенденцию и используют во всех магазинах открытые технологии, платформы Linox. Та же история с использованием профессиональных офисных пакетов и открытых офисных пакетов, которые предоставляют тот минимальный набор функционала, который может быть необходим рядовым сотрудникам.

Что касается цифр, такой принцип развития позволил компании сэкономить только на закупке ПО больше $2 млн. Думаю, что это хорошая цифра и, возможно, она вас заинтересует. Но такой переход может нести за собой большую долю риска. Чтобы переходить на открытые технологии, бесплатный или условно бесплатный софт, нужно иметь хорошую экспертизу у себя внутри для того, чтобы это адекватно поддерживать. Наверное, каждый ИТ-руководитель при принятии решения, задавал себе вопрос: «Возьму ли я на себя ответственность в рамках большой организации устанавливать программное обеспечение, которое не всегда грамотно и адекватно поддерживается, и которую завтра не купит более большая компания?».

Что касается управления эффективностью, это слово модное сейчас, времена не очень простые и всем хочется быть максимально эффективным. Я буквально на днях, думаю и некоторые из вас тоже, получил письмо от компании Gartner, которая ежегодно проводит исследование мнений ИТ-директоров по приоритетным задачам, которые стоят перед ними. И для меня не было удивлением, когда я увидел, что уже третий год подряд высшим приоритетом у ИТ-директоров компаний стоит оптимизация бизнес процессов. Еще удивительный факт в том, что если в 2008 году до кризиса на втором месте этих приоритетов стояло инновационное ведение бизнеса, предложение новых продуктов и новых сервисов своим заказчикам, то сейчас эта задача спустилась на шестое место. Второе место сейчас занимает снижение затрат на уровне интерпрайс, а третье место — обеспечение прозрачности бизнеса.

Позиция компании IBM во время кризиса в большей мере уделять вопросу управления корпоративной эффективности. Подобные системы помогают открыть бизнес и развернуть его лицом к инвестору. Соответственно при внедрении систем, для решения этих задач первая и уже ощутимая выгода, которую можно получить уже завтра — это увеличение инвестиционной привлекательности и привлечение новых инвестиций для развития.

Вторая тема, которую я тоже считаю достаточно важной, и которую некоторые коллеги в СМИ спускают на тормозах, — это снижение расходов на персонал. Сейчас многие говорят: «Мы не сокращаем людей, оставляем все как есть». Но на самом деле все совершенно по-другому. Действительно, людей сокращают. Но как сделать так, чтобы это сокращение было максимально оптимальным. Если говорить про область розничной торговли, то, наверное, под большое количество сокращений попадают именно продавцы, так как закрываются магазины. Системы по управлению корпоративной эффективности позволяют анализировать кого именно можно максимально безболезненно для компании сократить. Например, можно анализировать среднюю стоимость чека на одного продавца или кассира. Соответственно можно понимать, использует ли сотрудник какие-то дополнительные средства для того, чтобы покупатели покупали больше. Можно анализировать время работы кассира и размер очереди. Следовательно можно выявлять наиболее быстрых и оптимальных кассиров.

Третья задача, которую можно и нужно решать с помощью подобного рода систем, — это управление ассортиментным планированием, товарным планированием. Некоторое время назад мы начали один из проектов в нашем российском фэшн-ритейле по решению задач по ассортиментному и товарному планированию. Там задача достаточно простая. Они выпускают свой модельный ряд одежды и соответственно необходимо планировать то количество товара, которое им необходимо закупить, чтобы продать его в следующем году, и как правильно это сделать. Как признался мне финансовый директор этой компании, раньше они это делали в Ecxel, а сейчас у них достаточно большой набор показателей, которыми они хотят оперировать. Сейчас они имеют возможность безболезненно изменять в течение одного дня 1-2 показателя. Если у них появится возможность в течение того же одного дня поменять 15 показателей, то появится гибкость и возможность более правильно и более продуманно принять решение.

Мы считаем наиболее правильным решением в непростой экономической ситуации — это оптимизировать свои бизнес процессы и максимально эффективно управлять корпоративной эффективностью. Это в принципе может дать ощутимый возврат инвестиций не за годы, а за 2-4 месяца.

Первая серия круглого стола «ИТ: формирование и управление ключевыми бизнес-процессами розничной сети»

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments