Руководитель направления развития бизнеса Платформы данных Yandex.Cloud Дмитрий Павлов расскажет как ритейлу стать эффективнее при переходе к работе с облачными инструментами, почему компании, активно использующие облака, лучше отвечают на меняющиеся условия рынка и развиваются быстрее конкурентов.
Дмитрий Павлов, Yandex.Cloud
Платформа данных
Современный ритейл трудно представить без работы с данными: рекомендательные системы, контроль оборачиваемости и складских остатков, категорийный менеджмент, анализ эффективности маркетинговых кампаний, аналитика сайта и мобильного приложения, анализ рынка, отчетность. Для решения этих и других задач необходимо хранить и обрабатывать большие объемы структурированных данных.
В работе с данными у компании есть два пути: разместить систему управления базами данных (СУБД) на собственной инфраструктуре или использовать управляемую СУБД от облачного провайдера. У обоих подходов есть плюсы и минусы, и всё же в последнее время всё больше компаний выбирают облачный подход. По оценке Gartner, к 2022 году более 75% СУБД в мире будут расположены в облаках.
Облачная платформа Yandex.Cloud обеспечивает полный цикл обработки данных любого типа — от сбора и хранения до анализа и визуализации. Масштабируемые базы данных, сервисы для визуализации и аналитики, управление кластерами поисковых систем, миграция и управление потоками данных — для каждой задачи существует удобный инструмент в облаке. Собирая эти сервисы вместе, подобно кубикам, можно строить бизнес-процессы, основанные на данных.
Для чего ритейлеры используют Платформу данных?
Действия и расчеты в реальном времени
Сейчас группа «М.Видео-Эльдорадо» использует Yandex.Cloud для различных задач: от разработки рекомендательных сервисов до чат-ботов и аналитики. Также ритейлер начал разворачивать в облаке ключевые бизнес-функции: решения по ассортиментному планированию, ценообразованию и фулфилменту.
Благодаря Yandex.Cloud ритейлер вдвое увеличил число ценников, которые обрабатываются в реальном времени — сейчас их уже более 20 тысяч, и можно наращивать объём дальше. Также переход в облако помог на 80% быстрее внедрять изменения в существующие продукты и сервисы компании, а стоимость эксплуатации ИТ-ландшафта при этом снизилась.
Облачные решения в разы ускоряют внедрение новых бизнес-инициатив. Закупка новых серверов, развертывание и настройка инфраструктуры внутри компании может занять от трёх месяцев до полугода. При работе с Yandex.Cloud запустить новый data-сервис можно за считанные дни, а основную часть работы по настройке и обслуживанию возьмут на себя наши специалисты.
Аналитика, визуализация, отчетность
Облачные инструменты дают возможность построить и визуализировать внутреннюю и клиентскую аналитику, отчетность для всех уровней персонала: от топ-менеджмента до линейных работников. В этом поможет DataLens — полноценный BI-сервис, который позволяет на основе данных создавать дашборды с ключевыми бизнес-метриками любого направления бизнеса. Вы сможете проверять продуктовые гипотезы и искать инсайты в данных, а также безопасно делиться аналитическими дашбордами с партнёрами и поставщиками
Нативная интеграция с «Яндекс.Картами» раскрывает широкие возможности по геоаналитике: можно эффективно анализировать аудиторию города и потенциал локаций для развития бизнеса — открытия новых точек, расширения зон доставки, офлайн-маркетинга. При этом, есть возможность легко интегрировать данные из сторонних источников: статистистические, картографические, отзывы, анализ конкурентов.
Компания пробовала загружать и обрабатывать данные в разных СУБД. В итоге выбрала ClickHouse (разработанная Яндексом СУБД), которая позволяет эффективно строить аналитику на большом объеме сырых данных, без необходимости предварительной агрегации. ClickHouse показывает высокую производительность – обработка внешних данных о продажах в торговых сетях сократилась с нескольких недель до считанных минут.
На основе Yandex DataLens была построена система автоматического сбора данных и сквозной аналитики из всех доступных источников. Для каждого подразделения компании создан набор дашбордов с широкими возможностями настроек и фильтров. Полученные данные используются для проведения как оперативных совещаний, так и отчетных по итогам работы за период.
Сейчас аналитикой на базе DataLens пользуется более 70 человек, в основном это руководство компании. В дальнейшем планируется создать базу бережливого производства и подключить к аналитике сотни пользователей.
KazanExpress – торговая площадка, на которой представлены товары с бесплатной доставкой за один день в более, чем 70 городах России. С помощью сервиса визуализации и анализа данных Yаndex DataLens компания смогла открыть 90 пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и запланировать еще 250, в наиболее востребованных у покупателей локациях. Для этого использовались как собственные данные (текущие ПВЗ, адреса доставок), так и внешние (открытые данные конкурентов, геослои из маркетплейса DataLens,). Объединение множества геослоев на одной карте, позволяет компании и партнерам принимать обоснованные решения для открытия новых ПВЗ.
Масштабирование нагрузки
Типичная задача: в «чёрную пятницу» в магазин пришло в 20 раз больше посетителей, чем обычно. Как эффективно обработать их запросы? На собственной инфраструктуре магазин не успеет быстро масштабироваться: нужно либо заранее покупать железо, которое будет простаивать после «чёрной пятницы», либо ловить ошибки и терять выручку в пиковые часы. Основная нагрузка при большом потоке клиентов ложится на базы данных — и в облаке они мгновенно масштабируются.
В интернет-магазине с тысячей товаров эффективный поиск по ассортименту – обязательный сервис для клиента. Создание такой функции с нуля может потребовать значительных вложений в инфраструктуру и программное обеспечение. Задачу нечеткого поиска или показа подсказок пользователю можно решить с помощью поисковой системы с открытым исходным кодом ElasticSearch. Готовый к работе поисковый кластер можно развернуть всего за несколько минут, при этом его можно масштабировать в случае пиковых нагрузок.
Почему облачные инструменты?
В основе наших решений – технологии, известные во всём мире
Основу облачных продуктов Yandex.Cloud составляют известные open-source технологии: базы данных, фреймворки, стриминг-движки, средства для работы с моделями машинного обучения. Они пользуются доверием и популярны в крупных компаниях по всему миру: от Walmart и X5 Group до Amazon и Wildberries. Yandex.Cloud упаковывает эти инструменты в управляемые сервисы (managed service), что позволяет снизить миграции, администрирования, резервирования и интеграции отдельных элементов работы с данными.
Облако дает возможность начать использовать новые технологии по щелчку мыши, с существенно меньшей IT-экспертизой и гораздо быстрее. У бизнеса нет необходимости ждать поставки и коммутации серверного оборудования и расширять штат для его обслуживания. При этом остаётся необходимая гибкость: открытое программное обеспечение всегда оставляет возможность вернуться на собственную инфраструктуру. Но большинство наших клиентов продолжают использовать облако и после накопления экспертизы.
Группа М.Видео-Эльдорадо подсчитала, что благодаря использованию управляемого сервиса базы данных от Yandex.Cloud они экономят до 65% затрат, связанных с техническим персоналом и покупкой оборудования и дополнительного ПО.
Чего опасаются клиенты при переходе в облако?
Безопасность доступа к данным
«Мы куда-то передаём наши данные — будут ли они в безопасности?». Здесь ответом будут факты о нашей облачной платформе.
• У нас есть все необходимые спецификации и сертификаты. Мы имеем право работать с любыми типами данных, в том числе с персональными и медицинскими (ФЗ-152, ISO, PCI DSS). При этом мы работаем, не прикрываясь формально сертификатами, а полноценно соответствуем лежащим под ними стандартам — вся наша инфраструктура построена согласно им.
• Все данные и управляемые сервисы резервно копируются в трех разных дата-центрах. Это позволяет оперативно восстановить данные, в случае их повреждения.
Эмоциональные страхи
Иногда помимо рациональных мы сталкиваемся с эмоциональными страхами отдельных специалистов. Здесь на помощь приходит сам наш подход ведения бизнеса:
• Мы не скрываем инциденты, с которыми сталкиваются наши заказчики в облаке. По каждому сервису всегда можно увидеть статистику работы и все затронутые инцидентом компоненты.
• Мы всегда готовы показать наш бизнес изнутри. Мы проводим регулярные экскурсии в дата-центры (конечно, только в публичные, открытые его участки), организуем встречи с разработчиками, а участие в разработке ведущих опенсорс-сервисов дают необходимую прозрачность для наших пользователей.
Обычно после того, как руководитель службы информационной безопасности увидит наше “облако” изнутри, сомнения удаётся преодолеть.
Как начать использовать Yandex.Cloud?
Всё предельно просто.
• Зарегистрируйте предприятие и платежный аккаунт на Yandex.Cloud.
• Начните экспериментировать с Платформой данных, разворачивая сервисы в любом объёме, даже на полчаса.
• Если планируете реализовать сложный проект — получите консультацию нашего архитектора, который поможет правильно спланировать нагрузку и необходимые вычислительные ресурсы.
Залог успеха быстрого старта проекта в облаке — не пытаться сразу тянуть в облако существующие legacy-системы, а запускать там относительно обособленные инициативы, которые способны быстро показать результат.
Вы можете прийти вообще без наработок, с голой бизнес-задачей — мы посоветуем партнёра. У нас есть большой стек партнёров, которые поверх нас построят всё под ключ.
В сентябре Yandex.Cloud проводит большую конференцию Yandex Scale, где в числе прочего будут обсуждать актуальные для ритейла темы. Обратите внимание на доклады про Data Platform — расскажем о новостях платформы данных, новых технологиях и кейсах использования.
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.