Руководитель направления развития бизнеса Платформы данных Yandex.Cloud Дмитрий Павлов расскажет как ритейлу стать эффективнее при переходе к работе с облачными инструментами, почему компании, активно использующие облака, лучше отвечают на меняющиеся условия рынка и развиваются быстрее конкурентов. 

Дмитрий Павлов, Yandex.Cloud

Платформа данных 

Современный ритейл трудно представить без работы с данными: рекомендательные системы, контроль оборачиваемости и складских остатков, категорийный менеджмент, анализ эффективности маркетинговых кампаний, аналитика сайта и мобильного приложения, анализ рынка, отчетность. Для решения этих и других задач необходимо хранить и обрабатывать большие объемы структурированных данных.  

В работе с данными у компании есть два пути: разместить систему управления базами данных (СУБД) на собственной инфраструктуре или использовать управляемую СУБД от облачного провайдера. У обоих подходов есть плюсы и минусы, и всё же в последнее время всё больше компаний выбирают облачный подход. По оценке Gartner, к 2022 году более 75% СУБД в мире будут расположены в облаках. 

Облачная платформа Yandex.Cloud обеспечивает полный цикл обработки данных любого типа — от сбора и хранения до анализа и визуализации. Масштабируемые базы данных, сервисы для визуализации и аналитики, управление кластерами поисковых систем, миграция и управление потоками данных — для каждой задачи существует удобный инструмент в облаке.  Собирая эти сервисы вместе, подобно кубикам, можно строить бизнес-процессы, основанные на данных. 

Для чего ритейлеры используют Платформу данных?

Действия и расчеты в реальном времени

Кейс «М.Видео-Эльдорадо»

Сейчас группа «М.Видео-Эльдорадо» использует Yandex.Cloud для различных задач: от разработки рекомендательных сервисов до чат-ботов и аналитики. Также ритейлер начал разворачивать в облаке ключевые бизнес-функции: решения по ассортиментному планированию, ценообразованию и фулфилменту.

Благодаря Yandex.Cloud ритейлер вдвое увеличил число ценников, которые обрабатываются в реальном времени — сейчас их уже более 20 тысяч, и можно наращивать объём дальше. Также переход в облако помог на 80% быстрее внедрять изменения в существующие продукты и сервисы компании, а стоимость эксплуатации ИТ-ландшафта при этом снизилась.

Облачные решения в разы ускоряют внедрение новых бизнес-инициатив. Закупка новых серверов, развертывание и настройка инфраструктуры внутри компании может занять от трёх месяцев до полугода. При работе с Yandex.Cloud запустить новый data-сервис можно за считанные дни, а основную часть работы по настройке и обслуживанию возьмут на себя наши специалисты.

Аналитика, визуализация, отчетность 

Облачные инструменты дают возможность построить и визуализировать внутреннюю и клиентскую аналитику, отчетность для всех уровней персонала: от топ-менеджмента до линейных работников. В этом поможет DataLens — полноценный BI-сервис, который позволяет на основе данных создавать дашборды с ключевыми бизнес-метриками любого направления бизнеса. Вы сможете проверять продуктовые гипотезы и искать инсайты в данных, а также безопасно делиться аналитическими дашбордами с партнёрами и поставщиками

Нативная интеграция с «Яндекс.Картами» раскрывает широкие возможности по геоаналитике: можно эффективно анализировать аудиторию города и потенциал локаций для развития бизнеса — открытия новых точек, расширения зон доставки, офлайн-маркетинга. При этом, есть возможность легко интегрировать данные из сторонних источников: статистистические, картографические, отзывы, анализ конкурентов. 

Кейс «Окраины»

Компания пробовала загружать и обрабатывать данные в разных СУБД. В итоге выбрала ClickHouse (разработанная Яндексом СУБД), которая позволяет эффективно строить аналитику на большом объеме сырых данных, без необходимости предварительной агрегации. ClickHouse показывает высокую производительность – обработка внешних данных о продажах в торговых сетях сократилась с нескольких недель до считанных минут.  

На основе Yandex DataLens была построена система автоматического сбора данных и сквозной аналитики из всех доступных источников. Для каждого подразделения компании создан набор дашбордов с широкими возможностями настроек и фильтров. Полученные данные используются для проведения как оперативных совещаний, так и отчетных по итогам работы за период.

Сейчас аналитикой на базе DataLens пользуется более 70 человек, в основном это руководство компании. В дальнейшем планируется создать базу бережливого производства и подключить к аналитике сотни пользователей. 

Кейс KazanExpress 

KazanExpress – торговая площадка, на которой представлены товары с бесплатной доставкой за один день в более, чем 70 городах России. С помощью сервиса визуализации и анализа данных Yаndex DataLens компания смогла открыть 90 пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и запланировать еще 250, в наиболее востребованных у покупателей локациях. Для этого использовались как собственные данные (текущие ПВЗ, адреса доставок), так и внешние (открытые данные конкурентов, геослои из маркетплейса DataLens,). Объединение множества геослоев на одной карте, позволяет компании и партнерам принимать обоснованные решения для открытия новых ПВЗ.

Масштабирование нагрузки 

Типичная задача: в «чёрную пятницу» в магазин пришло в 20 раз больше посетителей, чем обычно. Как эффективно обработать их запросы? На собственной инфраструктуре магазин не успеет быстро масштабироваться: нужно либо заранее покупать железо, которое будет простаивать после «чёрной пятницы», либо ловить ошибки и терять выручку в пиковые часы. Основная нагрузка при большом потоке клиентов ложится на базы данных — и в облаке они мгновенно масштабируются. 

В интернет-магазине с тысячей товаров эффективный поиск по ассортименту  обязательный сервис для клиента. Создание такой функции с нуля может потребовать значительных вложений в инфраструктуру и программное обеспечение. Задачу нечеткого поиска или показа подсказок пользователю можно решить с помощью поисковой системы с открытым исходным кодом ElasticSearch. Готовый к работе поисковый кластер можно развернуть всего за несколько минут, при этом его можно масштабировать в случае пиковых нагрузок. 

Почему облачные инструменты?

В основе наших решений – технологии, известные во всём мире

Основу облачных продуктов Yandex.Cloud составляют известные open-source технологии: базы данных, фреймворки, стриминг-движки, средства для работы с моделями машинного обучения. Они пользуются доверием и популярны в крупных компаниях по всему миру: от Walmart и X5 Group до Amazon и Wildberries. Yandex.Cloud упаковывает эти инструменты в управляемые сервисы (managed service), что позволяет снизить миграции, администрирования, резервирования и интеграции отдельных элементов работы с данными.

Облако дает возможность начать использовать новые технологии по щелчку мыши, с существенно меньшей IT-экспертизой и гораздо быстрее. У бизнеса нет необходимости ждать поставки и коммутации серверного оборудования и расширять штат для его обслуживания. При этом остаётся необходимая гибкость: открытое программное обеспечение всегда оставляет возможность вернуться на собственную инфраструктуру. Но большинство наших клиентов продолжают использовать облако и после накопления экспертизы.

Группа М.Видео-Эльдорадо подсчитала, что благодаря использованию управляемого сервиса базы данных от Yandex.Cloud они экономят до 65% затрат, связанных с техническим персоналом и покупкой оборудования и дополнительного ПО. 

Чего опасаются клиенты при переходе в облако?

Безопасность доступа к данным

«Мы куда-то передаём наши данные — будут ли они в безопасности?». Здесь ответом будут факты о нашей облачной платформе.

• У нас есть все необходимые спецификации и сертификаты. Мы имеем право работать с любыми типами данных, в том числе с персональными и медицинскими (ФЗ-152, ISO, PCI DSS). При этом мы работаем, не прикрываясь формально сертификатами, а полноценно соответствуем лежащим под ними стандартам — вся наша инфраструктура построена согласно им. 

• Все данные и управляемые сервисы резервно копируются в трех разных дата-центрах. Это позволяет оперативно восстановить данные, в случае их повреждения.

Эмоциональные страхи

Иногда помимо рациональных мы сталкиваемся с эмоциональными страхами отдельных специалистов. Здесь на помощь приходит сам наш подход ведения бизнеса:

• Мы не скрываем инциденты, с которыми сталкиваются наши заказчики в облаке. По каждому сервису всегда можно увидеть статистику работы и все затронутые инцидентом компоненты.

• Мы всегда готовы показать наш бизнес изнутри. Мы проводим регулярные экскурсии в дата-центры (конечно, только в публичные, открытые его участки), организуем встречи с разработчиками, а участие в разработке ведущих опенсорс-сервисов дают необходимую прозрачность для наших пользователей.

Обычно после того, как руководитель службы информационной безопасности увидит наше “облако” изнутри, сомнения удаётся преодолеть.

Как начать использовать Yandex.Cloud? 

Всё предельно просто.

Зарегистрируйте предприятие и платежный аккаунт на Yandex.Cloud.

• Начните экспериментировать с Платформой данных, разворачивая сервисы в любом объёме, даже на полчаса.

• Если планируете реализовать сложный проект — получите консультацию нашего архитектора, который поможет правильно спланировать нагрузку и необходимые вычислительные ресурсы.

Залог успеха быстрого старта проекта в облаке — не пытаться сразу тянуть в облако существующие legacy-системы, а запускать там относительно обособленные инициативы, которые способны быстро показать результат.

Вы можете прийти вообще без наработок, с голой бизнес-задачей — мы посоветуем партнёра. У нас есть большой стек партнёров, которые поверх нас построят всё под ключ.

В сентябре Yandex.Cloud проводит большую конференцию Yandex Scale, где в числе прочего будут обсуждать актуальные для ритейла темы. Обратите внимание на доклады про Data Platform — расскажем о новостях платформы данных, новых технологиях и кейсах использования.

Регистрируйтесь по ссылке.

*материал опубликован на правах рекламы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.