Продавцы Zara, H&M, Topshop и других популярных марок согласились на условиях анонимности рассказать, как функционирует масс-маркет: что им приходится делать, чтобы продать побольше, сколько за это платят, что у них берут, как воруют и что они думают о покупателях.
Л., продавщица Etam в «Л-153»: «Наша директриса любила втюхивать людям все подряд — и нам показывала пример, как надо убеждать людей. Однажды пришел мужчина выбирать девушке подарок, а она всунула ему белье не по размеру. На следующий день он принес его назад — и нам пришлось объяснять, что белье возврату и обмену не подлежит. Ушел подавленный, жалко его было — дорого же».
С., продавец Topshop в «Атриуме»: «Самое тяжелое в работе — что все время на ногах. Поначалу, когда я с кем-то болтал из сотрудников, мне делали выговор — в шутливой форме. Когда я уже со всеми подружился-познакомился, к этому стали относиться лояльнее. Штраф можно получить только за часовое опоздание или за хамство в отношении клиента. Мне не выписывали ни разу. Да и хамства я особенно не наблюдал — разве что безразличие».
А., продавщица Zara в «Филионе»: «При устройстве на работу в Zara сотрудникам выдают книжку, в которой прописаны все правила. Есть униформа — ботинки, брюки, блузка и пиджак. Допущение — можно ходить без пиджака, а ботинки менять на балетки. Нельзя жевать жвачку, ходить с телефоном, притворяться, что не слышишь покупателя, если он тебя позвал, — за этим всегда следит менеджер».
Л., продавщица Etam в «Л-153»: «На работу в Etam устроиться легко, берут всех подряд. Главная обязанность — ходить за клиентами по пятам, прикрываясь тем, что поправляешь вещи (а на самом деле по сто раз устраиваешь на вешалке одни и те же трусы), и облизывать их с ног до головы. А если не делаешь этого, ругают: типа чего стоишь, иди к покупателям, может, им что-то надо. Я считаю, что если надо, человек сам подойдет и спросит, а от такой назойливости сбежит. От нас как от мух отмахивались».
С., продавец Topshop в «Атриуме»: «В «Топшопе» не практикуются личные премии от продаж. Поэтому ярко выраженного стремления впихнуть человеку вещь у продавцов нет. Зарплаты такие: у продавца — 113 р. в час, у кассира — 130 р., у товароведа — 148 р. Пока я сам не дослужился до товароведа, в месяц выходило около 22000 р».
М., продавщица H&M в «Атриуме»: «Для того чтобы работать в H&M, достаточно быть адекватным и пунктуальным. Утренняя смена начинается в 7.00. Когда приходишь и уходишь, нужно отмечаться в тайм-карте. Опоздал — поставят, как в детском садике, красную точечку. Больше трех опозданий за месяц — разговор с менеджером и объяснительная, частые опоздания — увольнение. Покидать магазин можно только в обед (два раза по полчаса), выйти покурить нельзя. H&M подходит, если ты не прочь вставать в пять утра и уходить около двенадцати ночи. Учишься работать быстро, становишься выносливым. Утренние тренинги делают из тебя мастера стайлинга и знатока кроя. Знаю точно, что после работы в H&M в другие компании берут легко, иногда даже с повышением. Потому что ты ведь реально все умеешь».
Н., продавщица Uniqlo в «Меге»: «Японцы с трепетом относятся к товару и старались приучить нас к тому же. Они три раза в день проводят собрания, где обсуждается, на сколько мы должны продать. Еще мы хором кричали стандартные фразы: «Здравствуйте», «Могу ли я вам чем-то помочь», «Если что, обращайтесь». О том, что мы будем говорить с покупателями только по шаблонам, нас предупреждали сразу, так что те, кому это не нравилось, слились еще вначале. Когда смена закрывалась, а в магазине был японец, мы должны были хором сказать ему на японском «Спасибо за работу» — выразить уважение к руководству.
Одеты мы были исключительно в одежду Uniqlo — приобретали ее сами, но со скидкой, и носили с собой сумочки. Там сантиметр и блокнотик, чтобы обмерить покупателя, если понадобится. В «Меге» должны были сами убирать: приходить в 7 или 8 утра, мыть пол, вытирать пыль. И в течение рабочего дня тоже. В «Атриуме», куда я потом перешла, этим занимались специальные люди».