Компания X5 собирается открыть 200-250 дискаунтеров и только 15 супермаркетов и 7-10 гипермаркетов, потратив на открытие магазинов около 9 млрд руб. (общий объем заявленных инвестиций — 18 млрд руб.). «Магнит» и вовсе обещает вложить рекордный для отрасли $1 млрд. На эти деньги компания может открыть 450-550 дискаунтеров и 25-30 гипермаркетов. «Дикси» собирается потратить на открытие недорогих магазинов около 3 млрд руб.
В прошлом году именно дешевые форматы принесли сетям успех.
X5 Retail Group за 2009 г. открыла 191 дискаунтер «Пятерочка» и всего 68 супермаркетов «Перекресток» (с учетом приобретенной в IV квартале сети «Патэрсон»). «Пятерочки» принесли и 17%-ный рост сопоставимых продаж (в «Перекрестках» этот показатель остался неизменным; все данные здесь и далее — в рублях, из официальной отчетности публичных компаний), и 10%-ный рост числа покупателей (в супермаркетах Х5 покупателей было меньше на 4%). Более высокими темпами в «Пятерочках» в прошлом году рос и средний чек — на 7% (в «Перекрестках» — на 4%).
В начале 2009 г. «Пятерочка» сократила ассортимент, снизила цены до минимальных на рынке и запустила масштабную рекламную кампанию. В итоге темпы роста трафика в сети ускорились в сопоставимых магазинах с 6% в I квартале до 12% в IV квартале 2009 г. По словам генерального директора сети «Пятерочка» Олега Высоцкого, за последние шесть месяцев 2009 г. в «Пятерочки» пришли 25 млн новых покупателей. Согласно отчетности Х5 в 2009 г. продажи дискаунтеров «Пятерочка» выросли на 5%, в то время как в супермаркетах «Перекресток» просели в общем объеме продаж на 15%, а у гипермаркетов «Карусель» — выросли всего на 4%.
С гиперускорением в прошлом году работала и сеть «Магнит»: она открыла за 2009 г. 646 магазинов (против 382 в 2008 г.), львиная доля которых пришлась на дискаунтеры, и увеличила выручку на 28,12%. Средний чек в «Магните» вырос, правда, немного меньше, чем в «Пятерочке», — на 5,75%. На динамику среднего чека повлияла инфляция в категории продуктов питания, которая сказалась на покупательной способности прежде всего в регионах. А именно на развитие в регионах делает ставку «Магнит». За девять месяцев 2009 г. продуктовая инфляция составила 5% против 12% в 2008 г., напоминает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Покупатели «Магнита» стали не только экономить на покупках, но и реже ходить в магазины — количество чеков в сети снизилось на 1,52%.
«Дикси», которая тоже специализируется на нижнем ценовом сегменте, по темпам роста отстала от конкурентов: выручка компании в прошлом году увеличилась всего на 12% (в 2008 г. — на 38%), компания открыла 44 магазина. Виноваты не только общие для рынка замедление роста цен на продукты питания и сокращение потребительских расходов, но и возникшие у самой «Дикси» в I квартале проблемы с логистикой: после запуска распределительного центра в подмосковном Серпухове у компании был сбой в программном обеспечении, за которым последовали и сбои в поставках товара в магазины. Аналогичные объяснения снижения темпов роста продаж дает и президент «Дикси» Илья Якубсон.
То, что формат супермаркетов оказался в текущем году наиболее чувствительным к снижению покупательской активности населения, демонстрируют результаты «Седьмого континента»: в марте 2009 г. компания принялась агрессивно снижать цены, но выручка все равно выросла меньше, чем у конкурентов, — на 11% за девять месяцев 2009 г. Сопоставимые продажи за этот период увеличились на 4,3% (данные за год компания еще не публиковала).