Forbes опубликовал интервью с Денисом Сологубом, президентом «Азбуки Вкуса». В нем топ-менеджер рассуждает об итогах работы сети в период пандемии, ближайших перспективах и долгосрочных стратегиях. Цитируем главные тезисы текста.

IPO «Азбуки вкуса»

На сегодняшний момент целесообразности выхода на биржу для себя не видим. Плюс непубличности в том, что это позволяет реализовывать идеи не про доходность, а те, которые имеют более долгий стратегический прицел. Когда компания обременена инвесторами, которые требует сиюминутную прибыль, это часто усложняет работу.

Как «Азбука вкуса» переживает пандемию

Только на моей памяти это третий из серьезных кризисов, которые проходит компания. И каждый раз все говорят, что наши доходы должны очень сильно упасть и что наш бизнес должен умереть. Однако и кризис 2008 года, и 2014-2015 годов мы проходили достаточно неплохо, лучше, чем конкуренты.

В кризис снижаются возможности тратить деньги на развлечения, путешествия. А вкусная еда — возможность себя порадовать за достаточно небольшие деньги. А радость и эмоции — это то, что и позволяет человеку в кризис чувствовать себя человеком.

За девять месяцев 2020 года выручка «Азбуки» выросла с 45 млрд до 54 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом 2019 года

Во-первых, границы были закрыты, и многие наши клиенты весь год провели в России. Во-вторых, во время локдауна были закрыты рестораны, и у нас активно росли продажи алкоголя. К примеру, продажи вина выросли в этот период на 50%. Мы открываем новые магазины, новые интересные форматы, мы модифицируем старые магазины, активно работаем над ассортиментом и клиентским опытом.

О проекте бистро

Из двух бистро сейчас осталось только одно, но мы активно развиваем формат кафетерия — они открыты уже в 130 наших магазинах. Когда нет ограничений, эти зоны очень востребованы.

Об интернет-доставке

За первые шесть месяцев финансового года, с апреля по сентябрь, мы прибавили около 110%. И я бы отметил, что те конкуренты, которые сейчас активно растут, очень уклончиво отвечают на вопросы по рентабельности этого бизнеса. Сколько им пришлось инвестировать в развитие онлайн-торговли? Мы являемся не такими крупными игроками, как они, поэтому и инвестиции могли позволить себе поменьше. Но стратегически это направление для нас очень интересное, доля интернет-доставки в общей выручке выросла с 3% до пандемии до 6% сейчас.

О магазине без продавцов

Его открытие пришлось как раз на разгар пандемии, и до сих пор трафик в «Сити» не вернулся к допандемийному уровню. Но мы получили порядка 4500 установок данного приложения, более 2000 покупок, и каждый пятый из покупателей возвращался и совершал больше одной покупки. Для пилотного проекта мы считаем это достаточно успешным. Мы сейчас обсуждаем вариант открытия второго такого магазина.

Что будет после пандемии

Сильнее всего пострадали магазины, расположенные в офисных зонах, ТЦ и местах прогулок. Магазины, которые находятся около дома, так или иначе выиграли. Больше людей стали пользоваться услугами покупки через интернет, но офлайновый опыт значительно более эмоционален, более интересен. 

О новых форматах

Мы продолжаем тестировать формат микромаркетов. Изначально мы планировали их запускать в офисных зонах, но из-за пандемии мы стали ставить их в закрытые жилые комплексы. Сейчас многие себя называют экосистемами, а «Азбуку вкуса» можно назвать экосистемой питания.

Читать интервью целиком.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте