В Саратове разгорается скандал из-за массового сноса газетных киосков крупнейшего в городе распространителя печати ОАО «Роспечать». Как следует из официального ответа администрации города Саратова некоммерческому партнерству «Союзпечать» (членом которой является ОАО «Роспечать»), «в настоящее время администрация придерживается позиции перевода уличной торговой деятельности в цивилизованные формы». Представители СМИ и другой саратовской общественности расценивают действия властей как ограничение свободного доступа горожан к информации и предсказывают ряд негативных последствий для медиарынка города: спад газетных тиражей, объемов полиграфических услуг, сокращение рабочих мест, сужение информационного пространства для жителей.

Ликвидация киосков «Роспечати» в Саратове началась с декабря прошлого года, на сегодняшний день из 135 киосков снесены 35. Пострадала и компания «Пресс-лайн», лишившаяся 14 киосков. По словам Марата Верника, генерального директора ОАО «Роспечать», процесс сноса сопровождался массой нарушений: киоски зачастую вывозили ночью, без решения суда и присутствия приставов, подчас вместе с находящимся внутри товаром, многие сильно повреждены. А ведь договоры аренды на землю под некоторыми торговыми точками заключены с муниципалитетом до 2023 года. Правда, на некоторые снесенные киоски у «Роспечати» не было договоров аренды. Но, по словам Верника, документы на заключение договоров были переданы в органы муниципальной власти, где рассматривались в течение практически двух лет (тогда как сроки согласований — две недели), да так и не были согласованы. В конце прошлого года городские власти объявили эти точки торговли несанкционированными и начали их зачистку вместе с прочими ларьками, лотками и павильонами.

В ответе на запрос «Эксперта» замглавы администрации города по экономике Татьяна Антонова отметила, что представители Ассоциации распространителей сами признают: подход к распространению печати нужно менять. «Российские киоски, — считает она, — должны быть модернизированы в соответствии с требованиями и вызовами нашего времени и уже в обозримом будущем превратиться в мультимедийные центры: в них должна работать связь Wi-Fi, перечень продукции составлять от 500 наименований. Это должен быть цивилизованный мини-магазин». С этим утверждением трудно спорить, но невозможно не принять во внимание тот факт, что превращение киосков печати в подобные центры — дело отдаленного будущего. И в любом случае подобный магазин не заменит газетного киоска на остановке, где пресса покупается спонтанно, по дороге из дома на работу и т. д. Эти два формата торговли печатной продукцией практически не конкурируют между собой, скорее, взаимно дополняют друг друга. «Анализ продаж в стационарных точках — в супермаркетах, в специализированных магазинах — показывает, что там покупают в основном ежемесячные или еженедельные издания, какую-то специальную, профессиональную прессу, — говорит Вячеслав Керов, руководитель НП “Союзпечать”. — За утренней ежедневной газетой читатель в магазин не пойдет, и если у него на пути не будет киоска, где он сможет такую газету купить, значит, он не купит ее вообще».

Сокращение в Саратове сети киосков на четверть сокращает практически на ту же четверть и объем продаж прессы. И это обстоятельство очень волнует саратовских издателей. Главные редакторы ведущих периодических изданий города («Комсомольская правда — Саратов», «АиФ в Саратове», «Новые времена», «Репортер», «Саратовская областная газета», «Резонанс» и др.) написали открытое письмо главе Саратова Олегу Грищенко, в котором выразили озабоченность ситуацией. «”Роспечать” распространяет 800 наименований изданий общим разовым тиражом 2,2 миллиона экземпляров, в том числе 91 региональное издание разовым тиражом 300 тысяч экземпляров, — говорится в письме. — После “урезания” сети объемы продаж сократятся как минимум на четверть. Рентабельность предприятия резко снизится, 200 работников сети ждет увольнение… Подсчитано: с исчезновением этих киосков лишатся возможности свободно приобретать печатные СМИ не менее 20 тысяч жителей Саратова». В течение нескольких дней «Роспечать» собрала в своих «приговоренных» киосках 4 тыс. подписей от читателей, выступающих против сноса. Сегодня противников уже 8 тыс. Тем не менее городские власти продолжают упорствовать, утверждая, что «схема размещения нестационарных торговых объектов формируется с учетом потребности населения в таких объектах торговли» (цитата из официального письма месячной давности Александра Буренина, замглавы администрации по градостроительству и архитектуре). Каким образом выявлялись потребности населения и почему потребности конкретных, поименованных восьми тысяч человек не принимаются во внимание — непонятно.

Кстати, по статистике, число точек, торгующих прессой в Европе, гораздо выше российских показателей: в развитых странах работает в среднем одна точка на тысячу человек (см. график). Если стремиться к таким результатам, то Саратову нужно как минимум вдвое нарастить количество киосков, а никак не сокращать. В последнее время во многих российских городах проходит активная кампания по «очищению» городских улиц от засилья различных ларьков, лотков и павильонов. Но, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге киоски печати отделили от прочей нестационарной застройки и в конце концов оставили на привычных для местных жителей местах. Все-таки газета и шаурма — это разные товары, и подходить к ним с одной меркой нельзя.             

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar