Средства, уплаченные клиентом по карте, должны возвращаться в течение 10 дней в случае отказа от приобретенного товара. Об этом говорится в письме президента НПС Андрея Емелина, направленном заместителю министра финансов Алексею Моисееву и директору департамента финансовой политики ведомства Сергею Барсукову (есть в распоряжении «Известий»). Банкиры отмечают, что в задержке возврата средств виноваты торговые сети, представители торговых сетей обвиняют в медлительности банки.
Законопроект Минфина, который опубликован на сайте ведомства для общественного обсуждения, обязывает с 1 января 2014 года продавцов товаров, услуг и работ принимать к оплате пластиковые карточки. Законопроект должен стимулировать безналичный расчет. Исключение — микропредприятия, у которых выручка за год без учета НДС составит менее 60 млн рублей. В статье 861 Гражданского кодекса уже предусмотрена обязанность продавцов осуществлять безналичный расчет, но на практике это требование зачастую игнорируется, констатируют в Минфине.
В письме Моисееву и Барсукову Емелин отмечает, что поддерживает концепцию законопроекта, стимулирующего формирование платежной инфраструктуры по всей стране. Однако, по мнению главы НПС, ведомство Антона Силуанова не учло существенный момент при разработке документа. Емелин пишет, что в законопроекте не установлен срок возврата средств, уплаченных клиентом безналичным путем, в случае отказа от приобретенного товара. Если потребитель расплачивался наличными, деньги ему возвращаются в течение трех суток, по безналичным расчетам никакого дедлайна не установлено.
— Если покупатель, расплатившийся картой, сдает товар, то возврат средств осуществляется на основании соответствующей квитанции на банковскую карту, — поясняет Емелин. — При возврате товара не в день покупки операции по выдаче средств проходят в соответствии с заключенным между банком и торговой точкой договором эквайринга. Поскольку единый срок для операций по возврату средств на карту не установлен, клиент может ждать возврата денег в течение неопределенно долгого срока.
В результате оплата товара наличными становится предпочтительнее для покупателя, говорит Емелин. Поэтому глава НПС просит установить 10-дневный срок возврата средств, уплаченных клиентом безналичным путем при сдаче товара:
— В этом случае положение потребителей существенно улучшится, что станет дополнительным стимулом для расширения массовых безналичных расчетов, — отмечает Емелин.
Предправления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин подтверждает, что проблема с возвратом средств на карту есть — клиенты ждут его месяцами. По словам председателя ОЗПП «Общественный контроль» Михаила Аншакова, в его организацию приходят несколько десятков соответствующих жалоб ежемесячно.
В возврате средств участвует несколько организаций, отмечает директор департамента развития кредитных карт банка «Хоум Кредит» Антон Сергунов, — начиная с торгового предприятия, банка, обслуживающего торговую точку, и заканчивая кредитной организацией, выпустившей карту клиента.
Срок возврата средств за сдачу товара, приобретенного безналичным путем, устанавливается банком и торговой точкой при заключении договора эквайринга.
А пока единый дедлайн не установлен, торговые сети и банки перекладывают вину за задержку возврата средств друг на друга.
Ответственность лежит на банках, заявил «Известиям» представитель одной из крупных сетей. Он отметил, что компания незамедлительно дает кредитным организациям поручение по возврату средств, и сроки перечисления целиком и полностью зависят от банков.
В свою очередь, банкиры обвиняют в «медлительности» торговые сети.
— Если в конце рабочего дня, когда был проведен возврат, сотрудники торговой точки не произвели операцию закрытия дня, то информация о возврате не поступит в банк, — отмечает начальник управления пластиковых карт Абсолют-банка Анна Зайцева. — В результате клиент не получит возврат средств на карту.
— Как правило, вопросы связанные с длительным сроком возврата торговой точкой средств возникают в случае некорректных действий кассиров или продавцов, говорит вице-президент СМП-банка Елена Дворовых.
На практике средства зачисляются на карту в течение двух-трех, максимум – пяти дней, утверждают банкиры.
— Банкам-эквайерам задержки уж точно невыгодны, поскольку в конечном итоге можно столкнуться с санкциями (в том числе – штрафами) платежной системы (если покупателю не пришли деньги, а в торговой точке сообщили, что все отправили, клиент обращается к своему банку-эмитенту, а тот — оспаривает транзакцию у банка-эквайера – процедура chargeback. Большое количество chargeback – негативный фактор для банка-эквайера при взаимоотношениях с платежной системой — прим. «Известия»), — говорит директор департамента банковских карт банка «Стройкредит» Александр Белышков.
Защитники прав потребителей в этом споре — на стороне банкиров.
— В задержке возврата средств виноваты торговые точки: им выгодно, чтобы деньги клиентов как можно дольше находились в обороте, — отмечает Аншаков. — Поэтому гражданам дается обещание, что средства будут перечислены и соответствующее поручение банкам дано. Хотя на самом деле это не так. Логика продавцов сводится к тому, что клиент успокоится, если ему пообещают вернуть средства, и будет ждать сколько угодно.
Баникры уверяют, что как только торговая точка приняла товар и сформировала возврат, средства в течение 1-3 дней поступают на счет клиента, то есть в тот же срок, что и в случае с расчетами наличными.
— Если срок возврата средств за приобретенный наличными товар составляет 3 дня, то логично установить такой же срок и для безналичных расчетов, иначе у безналичных платежей будет неконкурентная среда, — уверен директор департамента розничного бизнеса СДМ-банка Денис Давыдов
По словам Емелина, ответственность за возврат средств на карту клиента будет нести торговая точка. У потребителя, решившего вернуть товар, в данном случае один контрагент — магазин, отметил собеседник «Известий». Неисполнение требований по возврату денег будет грозить штрафом в 5-10 тыс. рублей единовременно. Но если торговая точка незамедлительно отправила банку поручение, а тот задержал оплату, то продавец вправе требовать от кредитной организации возмещения убытков, как в претензионном порядке, так и через суд. Разбирательства в арбитраже, в свою очередь, грозят более серьезными издержками.