Многие ретейлеры в течение двух прошедших лет занимались повышением эффективности своих торговых точек, снижением издержек и грамотным выстраиванием внутренних бизнес-процессов. Одним из ключевых факторов этих процессов стала автоматизация, однако компаниям приходится менять архитектуру запутанных прежде решений и часто заново прописывать все бизнес-процессы. Не обошли эти проблемы и наших соседей — ретейлеров ближнего зарубежья. Главное, что автоматизация позволит компании добиться весьма серьезных результатов, уверен Андрей Покотилов, директор по ИТ-сети магазинов бытовой техники и электроники COMFY (Украина).
Какие проблемы существуют у ретейлеров в дружественном государстве?
В Украине, как и во всем мире, кризис наиболее остро отразился на
Слишком быстрый рост всегда требует от команды умения быстро адаптироваться и оперативно решать возникающие задачи. Мы столкнулись с такой же проблемой, как и все быстрорастущие компании, — внедрение единых стандартов работы. Если компания развивается революционно, а не эволюционно, времени остановиться и переосмыслить, все ли правильно мы делаем, практически нет. Решения, которые принимались вчера, сегодня уже безнадежно устарели. Учитывая, что в 2011 году COMFY начала проведение независимого финансового аудита, на нас была возложена двойная ответственность за принятие смелых эффективных решений — у нас не было права на ошибку.
А в области автоматизации?
Одна из основных проблем, с которой мы столкнулись, — разрозненность информации. С целью консолидации единых информационных потоков в 2010 году мы начали подготовку к внедрению
До внедрения
Какие цели вы преследуете?
Основная цель — получить эффективную, масштабируемую, аудируемую информационную систему управления как инструмент, который позволит эффективно принимать решения. Ну и конечно, получить качественное заключение международного аудита.
Какие инструменты вы используете в программах лояльности?
Все розничные сети озадачены вопросом, а как удержать клиента, как добиться его лояльности на возможно длительный срок. Мы не исключение. Уже несколько лет как наблюдается тенденция перевода систем лояльности от механизмов скидок к различным бонусным программам. Уже в конце 2011 года мы планируем предложить нашим клиентам бонусную систему. На данный момент мы разрабатываем концепт самой бонусной модели и над выбором
А что можете сказать о системе аналитики?
Это больная тема для многих компаний. Любая система аналитики должна базироваться только на прозрачных показателях, полученных из информационных систем. Но еще более важным является четкое понимание менеджментом сути данных показателей и централизованное управление ими. Нельзя допускать ситуации, когда каждый департамент формирует свое видение тех или иных показателей. При таком подходе рано или поздно попадете в ситуацию, когда каждый руководитель будет приходить с разными цифрами. Либо вы просто столкнетесь с проблемой производительности информационной системы, так как при децентрализованном подходе количество показателей и их разрезов будет неконтролируемо расти. Если перейти от общего к частному, то мы на данный момент используем Microsoft Analysis Services (службы анализа от Microsoft) — часть Microsoft SQL Server, системы управления базами данных. Используется хорошо себя зарекомендовавшая технология OLAP. Система позволяет нам видеть продажи в разрезах от всей торговой сети до чека и строчек чека с аналитикой по продавцу, который сделал данную продажу, кассира который пробил чек, схемы оплаты по данному чеку и ФИО клиента, если он воспользовался карточкой лояльности.
В августе 2011 года мы закончим внедрение ТМ1 (бывший Cognos). В рамках данной системы будут запущены процессы коммерческого планирования и финансового бюджетирования.
Какое среднее количество чеков в сутки?
От 1,6 до 3 тыс. чеков (в высокий сезон) с магазина в сутки; 76 магазинов, так что 120–220 тыс. чеков в сутки — это нормально.
В Украине идет первичное насыщение рынка?
До конца 2011 года рост рынка составит порядка 20–25% по сравнению с 2010 годом. Основные продажи, конечно же, будут в горячий предпраздничный сезон. Именно в это время информационные системы тестируются на стрессоустойчивость! Мы (
В России работают сильные сети бытовой техники и электроники — германские Media Markt, Saturn, российская «М.Видео». Вы пытаетесь сравнивать себя с ними?
Российский рынок гораздо больше украинского, соответственно, и размах серьезнее. Мы, безусловно, наблюдаем за развитием крупных игроков российского рынка, сравниваем основные показатели. Что касается моей специфики, я поддерживаю контакты с коллегами из России, обмениваюсь опытом и
Например?
Нам есть чем гордиться в самом главном для розничной компании процессе — категорийном менеджменте. Именно эффективное управление ассортиментом, матрицей и форматом магазина в совокупности с выстраиванием процесса управления структурой продаж и цепочкой управления поставками является залогом успеха компании на рынке.
По каким показателям происходит оценка эффективности работы магазинов сети?
Есть несколько показателей, стандартных для всей розницы, на которые мы ориентируемся. В магазине это объем продаж; объем продаж, приведенный на 1 кв. м; затраты, приведенные на 1 кв. м; маржа; средний чек; траффик; КОП (коэффициент обслуживания покупателей); отношение объема продаж к торговому персоналу (Sales/FTE). Для сети в целом добавляется показатель — доля рынка, оборачиваемость запасов. Приятно отметить, что в ключевом показателе эффективности (объем продаж с 1 кв. м) COMFY демонстрирует самый высокий результат на рынке — 500 у.е. с 1 кв. м., что в 2,5 раза выше среднерыночного показателя.
Чтобы продажи магазина выросли, необходимо презентовать товар покупателю в открытом доступе. Как при этом обеспечивается 100%-ная сохранность товара?
Для обеспечения сохранности товара на открытой выкладке применяется комплекс мер противокражной защиты. Это включает в себя маркировку товара различного вида противокражными метками, мелкий товар помещается в защитные боксы. Товары на витрине, извлеченные из упаковочной коробки для того, чтобы покупатель мог их осмотреть и протестировать, подключены проводом к системе защиты. Кроме того, небольшие коробки с товаром перетянуты
Что можете сказать о работе новой системы, которую запустили в апреле?
На данный момент все процессы в системе уже работают, нам удалось в течение 30 дней закрыть полностью первый отчетный период (месяц апрель). Мне кажется, что это отличный показатель, учитывая, что практически все сотрудники работают совершенно в новой информационной системе и по новым
Справка:
COMFY — динамичная компания рынка бытовой техники и электроники, насчитывающая 76 магазинов в 36 городах Украины. Оборот продаж с 1 кв. м в 2010 году составил 500 у.е., что в 2,5 раза выше среднего показателя на рынке.
Формат COMFY — просторный магазин площадью 2–2,5 тыс. кв. м, понятное расположение товаров, удобная навигация внутри магазина, высокие стандарты обслуживания, а также наличие тематических зон:
Первый магазин COMFY был открыт в Кривом Роге в декабре 2005 года.
В 2006 году COMFY активно развивает сеть в центральном и восточном регионах Украины.
В 2007 году компания COMFY объединяется с компанией «Быттехника» и входит в тройку лидеров среди ретейлеров по продаже бытовой техники и электроники Украины.
В кризисные 2008–2009 годы, когда многие ретейлеры вынуждены были сократить темпы развития или даже уйти с рынка, сеть COMFY стала самой динамичной с точки зрения развития — прирост количества магазинов за два года составил почти 65%.
В 2011 году COMFY откроет 15 новых и обновленных магазинов по всей территории Украины.