Многие ретейлеры в течение двух прошедших лет занимались повышением эффективности своих торговых точек, снижением издержек и грамотным выстраиванием внутренних бизнес-процессов. Одним из ключевых факторов этих процессов стала автоматизация, однако компаниям приходится менять архитектуру запутанных прежде решений и часто заново прописывать все бизнес-процессы. Не обошли эти проблемы и наших соседей — ретейлеров ближнего зарубежья. Главное, что автоматизация позволит компании добиться весьма серьезных результатов, уверен Андрей Покотилов, директор по ИТ-сети магазинов бытовой техники и электроники COMFY (Украина).

Какие проблемы существуют у ретейлеров в дружественном государстве?

В Украине, как и во всем мире, кризис наиболее остро отразился на ретейл-рынке: продажи упали в разы. Однако нам удалось удержаться и даже, воспользовавшись ситуацией, выбиться в лидеры. В отличие от конкурентов в кризисные 2008–2009 годы наша сеть приросла на 65%.

Слишком быстрый рост всегда требует от команды умения быстро адаптироваться и оперативно решать возникающие задачи. Мы столкнулись с такой же проблемой, как и все быстрорастущие компании, — внедрение единых стандартов работы. Если компания развивается революционно, а не эволюционно, времени остановиться и переосмыслить, все ли правильно мы делаем, практически нет. Решения, которые принимались вчера, сегодня уже безнадежно устарели. Учитывая, что в 2011 году COMFY начала проведение независимого финансового аудита, на нас была возложена двойная ответственность за принятие смелых эффективных решений — у нас не было права на ошибку.

А в области автоматизации?

Одна из основных проблем, с которой мы столкнулись, — разрозненность информации. С целью консолидации единых информационных потоков в 2010 году мы начали подготовку к внедрению ERP-системы на основе решений компании Microsoft (Microsoft Dynamics Axapta 2009). На момент публикации данной статьи система уже будет запущена в промышленную эксплуатацию. В рамках внедрения будут введены процессы логистики, категорийного менеджмента, полный контур финансового учета по стандартам МСФО, а также автоматизированный механизм распределения товарных запасов по магазинам. Запуск в эксплуатацию запланировали на апрель умышленно: это относительно спокойное время в торговле.

До внедрения ERP-системы у нас было 15 программных продуктов, мы испытывали серьезные проблемы с целостностью и своевременностью предоставления информации для принятия управленческих решений. Быстрый рост торговой сети вынуждал нас выстраивать все более сложные механизмы контроллинга. После запуска ERP-решения в компании останется пять программных продуктов. Сразу после стабилизации мы планируем расширение функционала системы в направлении WMS (управление складом) и SCM (управление цепочкой поставок), именно в этом направлении сосредоточены все бизнес-выгоды для розничных компаний.

Какие цели вы преследуете?

Основная цель — получить эффективную, масштабируемую, аудируемую информационную систему управления как инструмент, который позволит эффективно принимать решения. Ну и конечно, получить качественное заключение международного аудита.

Какие инструменты вы используете в программах лояльности?

Все розничные сети озадачены вопросом, а как удержать клиента, как добиться его лояльности на возможно длительный срок. Мы не исключение. Уже несколько лет как наблюдается тенденция перевода систем лояльности от механизмов скидок к различным бонусным программам. Уже в конце 2011 года мы планируем предложить нашим клиентам бонусную систему. На данный момент мы разрабатываем концепт самой бонусной модели и над выбором CRM-решения, способного ее поддержать.

А что можете сказать о системе аналитики?

Это больная тема для многих компаний. Любая система аналитики должна базироваться только на прозрачных показателях, полученных из информационных систем. Но еще более важным является четкое понимание менеджментом сути данных показателей и централизованное управление ими. Нельзя допускать ситуации, когда каждый департамент формирует свое видение тех или иных показателей. При таком подходе рано или поздно попадете в ситуацию, когда каждый руководитель будет приходить с разными цифрами. Либо вы просто столкнетесь с проблемой производительности информационной системы, так как при децентрализованном подходе количество показателей и их разрезов будет неконтролируемо расти. Если перейти от общего к частному, то мы на данный момент используем Microsoft Analysis Services (службы анализа от Microsoft) — часть Microsoft SQL Server, системы управления базами данных. Используется хорошо себя зарекомендовавшая технология OLAP. Система позволяет нам видеть продажи в разрезах от всей торговой сети до чека и строчек чека с аналитикой по продавцу, который сделал данную продажу, кассира который пробил чек, схемы оплаты по данному чеку и ФИО клиента, если он воспользовался карточкой лояльности.

В августе 2011 года мы закончим внедрение ТМ1 (бывший Cognos). В рамках данной системы будут запущены процессы коммерческого планирования и финансового бюджетирования.

Какое среднее количество чеков в сутки?

От 1,6 до 3 тыс. чеков (в высокий сезон) с магазина в сутки; 76 магазинов, так что 120–220 тыс. чеков в сутки — это нормально.

В Украине идет первичное насыщение рынка?

До конца 2011 года рост рынка составит порядка 20–25% по сравнению с 2010 годом. Основные продажи, конечно же, будут в горячий предпраздничный сезон. Именно в это время информационные системы тестируются на стрессоустойчивость! Мы (ИТ-департамент) начинаем готовиться к декабрю за три месяца. У нас все проекты настроены на то, чтобы декабрь отработать без сбоев. Не является секретом и то, что весь основной доход розничных компаний приходится на последний месяц года.

В России работают сильные сети бытовой техники и электроники — германские Media Markt, Saturn, российская «М.Видео». Вы пытаетесь сравнивать себя с ними?

Российский рынок гораздо больше украинского, соответственно, и размах серьезнее. Мы, безусловно, наблюдаем за развитием крупных игроков российского рынка, сравниваем основные показатели. Что касается моей специфики, я поддерживаю контакты с коллегами из России, обмениваюсь опытом и ноу-хау. В каких-то процессах мы ушли гораздо глубже, а где-то мы уступаем опыту российских игроков.

Например?

Нам есть чем гордиться в самом главном для розничной компании процессе — категорийном менеджменте. Именно эффективное управление ассортиментом, матрицей и форматом магазина в совокупности с выстраиванием процесса управления структурой продаж и цепочкой управления поставками является залогом успеха компании на рынке.

По каким показателям происходит оценка эффективности работы магазинов сети?

Есть несколько показателей, стандартных для всей розницы, на которые мы ориентируемся. В магазине это объем продаж; объем продаж, приведенный на 1 кв. м; затраты, приведенные на 1 кв. м; маржа; средний чек; траффик; КОП (коэффициент обслуживания покупателей); отношение объема продаж к торговому персоналу (Sales/FTE). Для сети в целом добавляется показатель — доля рынка, оборачиваемость запасов. Приятно отметить, что в ключевом показателе эффективности (объем продаж с 1 кв. м) COMFY демонстрирует самый высокий результат на рынке — 500 у.е. с 1 кв. м., что в 2,5 раза выше среднерыночного показателя.

02.jpg

Чтобы продажи магазина выросли, необходимо презентовать товар покупателю в открытом доступе. Как при этом обеспечивается 100%-ная сохранность товара?

Для обеспечения сохранности товара на открытой выкладке применяется комплекс мер противокражной защиты. Это включает в себя маркировку товара различного вида противокражными метками, мелкий товар помещается в защитные боксы. Товары на витрине, извлеченные из упаковочной коробки для того, чтобы покупатель мог их осмотреть и протестировать, подключены проводом к системе защиты. Кроме того, небольшие коробки с товаром перетянуты стреппинг-лентой для контроля открытия коробки и усложнения воровства ее содержимого. И конечно же, работает система видеонаблюдения, в торговом зале постоянно находятся представители внутренней службы безопасности.

Что можете сказать о работе новой системы, которую запустили в апреле?

На данный момент все процессы в системе уже работают, нам удалось в течение 30 дней закрыть полностью первый отчетный период (месяц апрель). Мне кажется, что это отличный показатель, учитывая, что практически все сотрудники работают совершенно в новой информационной системе и по новым

бизнес-процессам. Хочу воспользоваться случаем и поблагодарить всех членов проектной команды, ну и конечно, консультантов компании «Колумбус».

 

Справка:

COMFY — динамичная компания рынка бытовой техники и электроники, насчитывающая 76 магазинов в 36 городах Украины. Оборот продаж с 1 кв. м в 2010 году составил 500 у.е., что в 2,5 раза выше среднего показателя на рынке.
Формат COMFY — просторный магазин площадью 2–2,5 тыс. кв. м, понятное расположение товаров, удобная навигация внутри магазина, высокие стандарты обслуживания, а также наличие тематических зон:

game-зона, coffee-зона. В ассортименте товаров — более 10 тыс. наименований, среди которых эксклюзивные модели бытовой техники, электроники и аксессуаров.
Первый магазин COMFY был открыт в Кривом Роге в декабре 2005 года.
В 2006 году COMFY активно развивает сеть в центральном и восточном регионах Украины.
В 2007 году компания COMFY объединяется с компанией «Быттехника» и входит в тройку лидеров среди ретейлеров по продаже бытовой техники и электроники Украины.
В кризисные 2008–2009 годы, когда многие ретейлеры вынуждены были сократить темпы развития или даже уйти с рынка, сеть COMFY стала самой динамичной с точки зрения развития — прирост количества магазинов за два года составил почти 65%.
В 2011 году COMFY откроет 15 новых и обновленных магазинов по всей территории Украины.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments