Эффективная товарная выкладка стимулирует продажи не хуже, чем программы лояльности, реклама и другие инструменты для работы с покупателем. Выбор оптимального места размещения товаров играет определяющую роль в успешности их продаж.

Оптимизация выкладки — это важная часть процесса управления товарными запасами, и путь к дополнительному снижению затрат ритейлера. Без информации о количестве фейсингов товара, система автозаказа не проведет корректный расчет количества в заказе. Кроме того, зная актуальную вместимость полок, система автозаказа может точно рассчитать максимальное количество товара, которое может быть физически размещено в магазине. Это особенно критично для ритейлеров без подсобных помещений, которые размещают на полках торгового зала весь товарный запас до следующей поставки.

Также, процесс управления выкладкой тесно связан с управлением ассортиментом. Количество стеллажей в магазине ограничено, и для определения допустимой глубины товарных групп категорийный менеджер должен знать максимальную вместимость торгового оборудования и магазина в целом.

Чем качественнее построено управление полочным пространством, тем более сильный эффект получит ритейлер от синергии смежных процессов. Схема, взаимодействия системы управления выкладкой RS.Shelfspace с другими блоками цифровой экосистемы Retail Suite представлена на рисунке:


RS.Shelfspace от компании АСТОР не имеет интеграционных ограничений по взаимодействию с другими системами, что позволяет использовать его в цифровой экосистеме любого ритейлера.

 Как узнать, куда покупатель НЕ идёт?

Распространенная ситуация: ритейлер вводит в ассортимент маржинальную новинку. Так как зоны в проходах заняты промо-выкладкой другого товара, менеджер решает освободить место под новинку на одном из стеллажей рядом с ними. Но, несмотря на хорошо организованную цепочку поставок и финансовые вложения в рекламу, результаты промо-акции хуже ожидаемых. И, кроме того, начали падать продажи той товарной категории, которую переместили в новое место.

Если при изменении планограммы торгового зала, менеджер будет полагаться только на анализ продаж по категории и магазину, то подобные проблемы будут появляться регулярно. Чтобы перемещение одного товара не ухудшило продажи других товарных групп, нужно анализировать эффективность размещения товара на торговом оборудовании.

В RS.ShelfSpace у категорийного менеджера есть инструменты всестороннего анализа торгового зала.  Еще до старта промоакции ритейлер сможет определить наиболее доходные “горячие” зоны и “золотые” полки для размещения маржинальных товаров. Если “проседает” отдельная категория, можно “подогреть” место ее выкладки размещением товаров повседневного спроса или других генераторов трафика.

Каждое решение по оптимизации планограммы зала подкрепляется аналитикой продаж, маржинальности и оборота в разрезе торгового оборудования. Через некоторое время ритейлер накапливает свою базу лучших практик по управлению планограммами и если  схожие проблемы появятся в других магазинах, то решение можно транслировать на них всего за несколько кликов.

Как уменьшить трудозатраты на создание планограмм?

Всё просто – нужно доверить формирование планограмм системе.

RS.ShelfSpace оперирует правилами автоматической выкладки товара. Они содержат в себе множество вариантов группировок свойств товара: бренд, цена, вес, и вообще любые свойства товара, которые есть в учетной системе.

На основании правил система распределяет товар на полке, и, согласно заданным долям поставщиков или брендов, автоматически построит планограммы с вертикальными/горизонтальными бренд-блоками. Таким образом в системе можно реализовать мерчбук любой сложности, и создавать по нему товарную выкладку с минимальными трудозатратами.

Использование RS.Shelfspace повышает скорость подготовки к открытию новых магазинов. В планах одного из региональных клиентов АСТОР вырасти до 80 тысяч кв.м. торговых площадей в течение ближайших двух лет. Сейчас сеть состоит из 40 гипермаркетов и супермаркетов, общей площадью более 30 тысяч кв. м. Создание планов залов и выкладки для новых магазинов ведется всего одним сотрудником и вместо создания с нуля, для новых магазинов копируются схемы размещения торгового оборудования и выкладки из других торговых точек схожего формата. Специалисту остается лишь внести локальные корректировки и отправить результат на согласование. Общее время  создания и утверждения планограмм для нового магазина занимает менее одного дня.

А если в сети не 10 магазинов, а 100? 200?… 1000?

Крупные ритейлеры стремятся стандартизировать выкладку для каждого формата своей сети. Так на управление типовыми планограммами затрачивается гораздо меньше трудовых ресурсов, а покупатель, зашедший в магазин перед работой, найдет свой любимый йогурт на той же полке, что и в магазине рядом с домом.

В RS.Shelfspace используется наиболее эффективный метод работы с большим количеством магазинов – управление планограммами кластеров магазинов или категорий товаров. Такой подход позволяет тратить столько же времени на управление выкладкой во всех магазинах одного формата, сколько тратится на управление выкладкой одного магазина.

Нижегородский SPAR развивает несколько форматов магазинов: гипермаркеты, супермаркеты и магазины у дома и каждому формату соответствует свой стандарт выкладки. После перехода на групповое управление планограммами, ритейлеру удалось существенно сократить трудозатраты на планирование выкладки для всех 185 магазинов.

В разных магазинах сети может использоваться оборудование с различающимися размерами полок. Даже разницы в пару сантиметров может быть достаточно, чтобы товар не удалось разместить на полке в соответствии с планограммой.

Например, один из клиентов АСТОР, мультиформатная региональная FMCG сеть, открывает магазины на арендованых площадях в жилых домах и зданиях старой застройки. Каждый из 100 магазинов имеет свою конфигурацию торгового зала, и нетиповое торговое оборудование, что усложняет коррекцию планограмм при изменениях ассортимента.

Внедрив RS.Shelfspace, ритейлер ускорил процесс формирования планограмм за счет использования механизма интеллектуального пересчета количества фейсингов.  Система автоматически подгоняет количество выкладки на стеллаже под заданный размер оборудования в соответствии с классом товара по ABC. При этом позиции класса «C» могут быть обрезаны, а доля товаров класса «А» увеличена.

При внедрении RS.Shelfspace нет необходимости формировать вручную весь набор  планограмм для каждого магазина. С помощью мобильного приложения можно снимать реалограммы действующих магазинов, автоматически загружать их в систему и сразу же приступать к работе по оптимизации.

Как контролировать выкладку во всех магазинах сразу?

Источником проблем с товарной выкладкой могут быть не только сотрудники магазина. Проблемы могут возникнуть и на этапе создания плана товарной выкладки.

От ошибок пользователей ритейлера защитит механизм автоматизированного утверждения планограмм.  Каждое изменение планограммы согласовывается руководителем отдела, и только после этого публикуется в портале магазина.

В больших сетях проблематично отслеживать качество выкладки в каждом магазине. Сказывается географическая удаленность объектов и невысокое качество работы персонала. Портал магазина и мобильное приложение RS.ShelfSpace — это инструменты дистанционного контроля, дисциплинирующие персонал в работе с товаром на полках.


Мобильное приложение RS.ShelfSpace.

В портале магазина сотрудник видит изменения планограммы, получает задание на выкладку, и по факту выполнения отправляет контрольный фотоотчет.

Для сетей с большим количеством планограмм предусмотрен автоматизированный контроль выкладки по реалограммам. С помощью мобильного приложения на смартфоне или планшете мерчендайзер создает реалограмму выкладки сканируя фейсинги товара, и менеджер центрального офиса оперативно получает реальную картину выкладки.

RS.Shelfspace – самостоятельная часть цифровой экосистемы Retail Suite.

Retail Suite Ecosystem – это технологическая платформа, обеспечивающая высокий уровень управляемого взаимодействия между сервисами, процессами, персоналом ритейлера и его окружением: поставщиками, покупателями, государством и конкурентами.

О разработчике:

АСТОР – ведущая российская компания в области внедрения высоких технологий управления ритейлом.

Экспертиза: более 650 проектов по автоматизации розничной торговли

Как связаться:

Тел.: +7 495 363-06-60, E-mail: shelfspace@astorsoft.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments