Кризис – не всегда повод для паники, для кого-то это — стимул оптимизировать бизнес с пользой для себя и для общества. Вот, к примеру, фармацевтический холдинг «Здоровая планета» и сеть розничных супермаркетов «Холидей» заключили соглашение об открытии аптечных пунктов в супермаркетах, расположенных в сибирских городах. Об этом «Росбалту» рассказали глава «Здоровой планеты» Роман Бурмистров, руководитель сибирского отделения холдинга Алексей Белозеров и член правления ООО «Компания Холидей» Михаил Стукало.
— В чем суть заключенного соглашения?
М. С.: «Холидей» входит в десятку крупнейших торговых сетей России, если не брать такие международные гиганты, как «Ашан». В прошлом году выручка составила около 22 млрд рублей. Компания «Холидей» недавно получила правительственную поддержку наряду с «Перекрестком», «Пятерочкой» и «Магнитом».
В Сибири мы имеем 134 магазина в пяти регионах: Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской областях, а также в Алтайском крае. Это либо небольшие гипермаркеты в сибирском понимании (по московским масштабам — большие супермаркеты), либо обычные супермаркеты – и, наконец, около 50-ти «магазинов у дома». Супермаркеты находятся в отдельно стоящих зданиях, но, все равно, в шаговой доступности от жилых домов.
А. Б.: Мы подписали эксклюзивное соглашение о том, что откроем в каждом магазине по аптечному пункту. Конечно, во всех 134-ти магазинах они появятся не сразу, но уже в первый год появятся 30 аптечных пунктов. Кроме того, в Новосибирске мы в 2009 году открываем десять полномасштабных аптек в отдельно расположенных зданиях. Последнее, впрочем, к «Холидей» уже не относится.
— В Москве вы не работаете?
Р. Б.: В Москве у «Здоровой планеты» около 30-ти аптек, мы доведем их число до 50-ти, а там посмотрим, как дальше быть. Ситуация в Москве понемногу меняется: еще год назад, до кризиса, здесь очень трудно было что-либо открыть. Сейчас такие возможности появляются, но нам и так уже есть куда развиваться в ближайшие 3-4 года. Ну а «Холидей» в Москву не стремится, у него и так регионов масса.
— Что из себя будет представлять типичный аптечный пункт в супермаркете?
А. Б.: Типичный аптечный пункт – это 15-20 кв. метров торговой площади, один постоянно присутствующий фармацевт, два-три фармацевта при круглосуточной работе. Пункт может быть как с отдельным выходом на улицу, так и без него. В зависимости от размеров и особенностей магазина, варьироваться будут и формы аптек: где-то просто киоск, где-то павильон в 40 кв. метров, а где–то — открытая выкладка в большом супермаркете.
— Какие лекарства там будут продаваться?
А. Б.: Будет продаваться необходимый минимум лекарств: болеутоляющие, желудочные средства и так далее. Понятно, что аптечные пункты не торгуют препаратами, требующими строгого специализированного подхода и учета: онкологическими или психотропными. Но весь массовый набор будет представлен.
— Какую выгоду получат ваши компании от этого сотрудничества?
А. Б.: Это очень интересно обеим компаниям. «Холидей» заработает на аренде, кроме того, супермаркеты повысят качество предоставляемых услуг. В большие магазины, как правило, заезжают после работы, там очень удобно купить все, что необходимо для жизни.
С. С.: «Холидей» получает от этого прибыль благодаря более плотному, рациональному использованию торговых площадей. Ведь аренду мы платим за квадратные метры. Теперь у нас появляется возможность сдать площадь в аренду одному, довольно крупному и надежному арендатору. Более эффективно занята охрана магазина, уборщики и ряд других работников. И мы получаем гарантированный поток покупателей, привлеченных нашим ассортиментом. Плюс перекрестные продажи: человек пошел купить аспирин и вспомнил, что чай не купил.
А для аптеки, это опять-таки гарантированный людской трафик. Скажем, посещаемость магазина – около двух тысяч человек в день, и если 200-300 купят в нем лекарства, это будет очень выгодно обоим партнерам.
Р. Б.: Нам это выгодно также потому, что мы не всегда быстро находим мелкие помещения для аренды. Нам могут сказать: «Мы вам сдаем или 50-100 кв. метров, или ничего». А тут мы платим за аренду 15 кв. метров, но не платим за аренду входа и выхода, и так далее. Охрана, уборщики – это все «Холидея».
С. С.: Да, это избавляет аптеки от необходимости прибегать к услугам риэлторов, которые весьма недешевы.
— А что это даст простому человеку, широким массам?
Р. Б.: Это, прежде всего, дает удешевление лекарств. Благодаря экономии средств, о которой мы рассказали, появляется возможность снизить цены на лекарства, по сравнению с другими аптеками, в диапазоне от 5% до 15%. Кроме того, возможность купить все товары под одной крышей очень ценна для покупателя в условиях сибирского климата.
И, наконец, мы реально создаем новые рабочие места. Около 400 рабочих мест для провизоров, фармацевтов, места для простого персонала вроде уборщиков, — в условиях кризиса это на дороге не валяется.