Торговая сеть «Центробувь», собиравшаяся провести IPO в 2011 году и отложившая выход на биржу, привлекла две банковские кредитные линии на 7 млрд руб. У компании уже имеется существенная долговая нагрузка, а если она полностью использует предоставленные банком возможности, то почти вдвое увеличит свой долг.
Собрание акционеров компании «Центробувь» (развивает два формата сетей под брендами «Центробувь» и Centro) одобрило привлечение кредитной линии Сбербанка на 5 млрд руб. и Газпромбанка на 2 млрд руб., говорится в размещенном 24 мая сообщении на сайте компании.
Данный кредит привлекается для реструктуризации долга в рамках обычной деятельности компании, заявил РБК daily генеральный директор «Центробуви» Андрей Нестеров. По сообщениям СМИ, «Центробувь» собиралась провести в 2011 году IPO на Лондонской бирже, однако затем перенесла выход на биржу на 2013 год. «На данный момент речь не идет о каких-либо конкретных событиях, IPO или других, — пояснил РБК daily Андрей Нестеров. — Компания в настоящее время оптимизирует все свои бизнес-процессы, для того чтобы быть готовыми к выходу на международные рынки капитала в любой нужный момент».
Компании нужны деньги на открытие новых магазинов и на оборотный капитал, говорит директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «У них амбициозная программа развития, а кроме того, компания закупает товар в Китае, — объясняет эксперт. — Из-за большого транспортного плеча компании приходится три месяца ждать прихода товара. А это не продовольственная розница, где за ритейлера платят поставщики».
В марте этого года Андрей Нестеров заявлял, что в 2012 году компания намерена открыть 371 магазин во всех регионах России. В 2011 году было открыто 265 точек. По его словам, инвестиции в открытие одной торговой точки составляют 240—400 тыс. долл. На конец марта нынешнего года сеть насчитывала 903 магазина формата Centro и «Центробувь».
Долговая нагрузка у компании велика: судя по финансовому отчету «Центробуви» за первый квартал 2012 года, она составляет 8,4 млрд руб., говорит аналитик ИФК «Метрополь» Татьяна Елизарова. Выручка за 2011 год составила 27,8 млрд руб., продолжает она. Валовая прибыль — порядка 10 млрд руб., маржа по валовой прибыли составила 37%. «Это очень неплохо, она выше, чем у продовольственных ритейлеров, и намного выше, чем у «М.Видео», говорит аналитик.
Однако у компании в прошлом году были очень большие коммерческие и административные расходы, которые превысили 10 млрд руб. В результате операционная прибыль очень маленькая, всего 130 млн руб., поэтому вкладывать в развитие собственные средства «Центробувь» не может, продолжает г‑жа Елизарова.
Из-за новых банковских займов долг компании существенно возрастет. «Развитие за счет заемных средств — это риск, обычно ритейлеры свой рост финансируют на половину из внутренних денег», — говорит Татьяна Елизарова. Это большая прибыльная компания, которая может позволить себе обслуживать такой долг, уверен г-н Кривошапко.