Схема работы уральского закупочного союза "Союз Ритейл" оказалась неэффективной. Торговые сети, создавшие объединение в 2011 году, закупают через него не более 5% продукции, хотя планировали, что к 2016 году этот показатель составит около 70%. Одной из причин низкой активности участники союза называют противоречия между сетями, в том числе из-за подхода к формированию ассортимента. Эксперты считают, что основная проблема закупочных союзов — активная борьба за влияние внутри организации вместо лоббирования общих интересов на рынке.
Как рассказал "Ъ" председатель уральского закупочного союза "Союз Ритейл" (входят продуктовые торговые сети "Елисей", "Звездный", "А-продукт", "Элект", и "Бест-маркет") Александр Оглоблин, работа союза может быть переформатирована. Причиной послужил низкий объем закупок. Например, сейчас через союз проходит только 1–1,5% закупок "Елисея". "На сегодняшний день стали слишком велики противоречия между входящими в союз розничными сетями, как из-за позиций руководства, так и из-за различий подходов к формированию ассортимента. Например, сеть "Звездный", которая ориентируется на сегмент "средний плюс", и маленькая сеть "Бест-маркет", которая в основном ориентирована на нижнемассовый сегмент. Кроме того, у сетей разное экономическое положение — где-то нужно было сделать предоплату за поставку товара и выполнять другие условия поставщиков", — пояснил господин Оглоблин. По его словам, сейчас союз остановился в своем развитии и наблюдает за опытом аналогичных объединений в Сибири, Центральном и Северо-Западном регионах. "Пока мы заморозили работу союза в сегодняшнем виде, а дальше, возможно, его переформатируем", — говорит он.
Напомним, "Союз Ритейл" был создан в 2011 году. Союз призван помочь организовать централизованные закупки продуктов у крупных поставщиков напрямую по более низким ценам (на 5–15%). К 2016 году учредители союза планировали увеличить объем закупок до 70%. Согласно рейтингу "Делового квартала", в Свердловской области работает порядка 10 региональных сетей (более 530 торговых точек). Самые крупные — "Монетка" (более 250 магазинов) и "Кировский" (159 магазинов). Оборот розничной торговли продовольственных товаров в области по итогам первого полугодия составил 202,2 млрд рублей.
Генеральный директор "Союз Ритейл" и торговой сети "Звездный" Александр Райсих говорит, что для развития союза конкуренция между ритейлерами в регионе оказалась недостаточной. "Сейчас процент закупок сети "Звездный" через союз незначителен. Но мы не отказываемся от этой идеи и видим за этим проектом большое будущее, когда конкуренция между ритейлерами будет усиливаться. На данный момент мы будем поддерживать текущий объем закупок через союз, однако в больших объемах потребности не испытываем", — рассказал господин Райсих. Генеральный директор ГК "Бест" Александр Попов считает, что региональный союз нужен, в частности для взаимодействия с местными производителями, а некоторые закупки проще делать через региональный союз. "Сейчас через "Союз Ритейл" и Союз независимых сетей России (СНСР) мы закупаем около 15% продукции, из которых большая часть закупается через СНСР", — говорит он. В СНСР считают, что создание закупочных союзов уже доказало свою эффективность на международном уровне, однако для их создания важно понимание правильных путей для консолидации. "Это вопрос конкретной практики реализации, того, какие товарные категории консолидируются по закупкам, каковы отношения между участниками, насколько они близки по формату, сколько участников", — рассказали в СНСР. Согласно практике, чем участников больше, тем выше вероятность, что союз будет эффективен, считают в СНСР. Пока новые участники в уральский союз не заявлялись. "Зачем куда-то входить, если мы имеем удельный вес на рынке, и любой поставщик считает за честь с нами работать на хороших условиях", — говорит президент ГК "Кировский" Игорь Ковпак.
Эксперты отмечают, что при помощи союза его участники могут значительно экономить и получать скидки от поставщиков, что благоприятно отражается на конечной цене продукта. "Оборот союза в разы больше оборотов его участников, и на закупках они могут получать скидки от 10% до 35%", — отмечает руководитель аналитического департамента AForex Артем Деев. Однако, по его мнению, основная проблема российских закупочных союзов, в отличие от западных, — это активная борьба за влияние внутри союза вместо лоббирования общих интересов на рынке. "Поэтому участники не могут в полной мере воспользоваться экономическими выгодами от такого объединения", — уточняет господин Деев.