6 октября в Москве прошло одно из самых значимых и ожидаемых ежегодных событий компании SAP – SAP Trade & Consumer Industries Forum 2015, объединивший руководителей торговых компаний, производителей товаров повседневного спроса и агрохолдингов. Консалтинговая компания NOVARDIS, золотой партнер SAP и лидер по внедрению SAP for Retail в России, выступила Генеральным спонсором мероприятия и представила свои решения для ретейла, дистрибуции и логистики.
Future of retail
В первой части деловой программы Форума состоялась дискуссия "Трансформация бизнеса и ценность", участники которой поделились своим мнением о трендах в ретейле и стратегиями своих компаний. В числе трех макротрендов были отмечены снижение покупательской способности, смещение предпочтений покупателей к менее дорогим категориям, а также их изменение в рамках одной ассортиментной категории.
По статистике, приведенной исполнительным директором и вице-президентом группы "Роста" Татьяной Каримовой, в 2013 г. объемы потребления в домохозяйствах снизились примерно на 10%, упал средний чек, при этом количество покупок не снизилось. В 2014 г. потребление резко сократилось, в 2015 г. – минимизировалось.
Всеволод Кузьмич, директор по ИТ компании "Лента", говоря о тенденциях, отметил стремительно растущую популярность китайских непродовольственных товаров среди покупателей, попытки импортозамещения, а также формирующийся тренд к объединению рынка, из-за чего небольшие сети и несетевые магазины могут достаточно скоро прекратить свое существование. Также он отметил, что несмотря на безуспешный опыт многих компаний, food-ритейл обязательно выйдет в онлайн.
Актуальную тему продуктового онлайн-ретейла продолжил в своем экспертном докладе Александр Низник, генеральный директор NOVARDIS. Рассказывая о мировых трендах развития E-Grocery – электронной торговли продуктами питания – и успешных примерах food-ритейла, он отметил огромный потенциал этого рынка в России.
"В 2014 г. оборот рынка Интернет-торговли в России составил 713 млрд руб., что на 31% больше объема 2013 г. По прогнозам, в ближайшие годы он вырастет еще на 30-40%, опередив традиционный ритейл, который растет только на 5-7%. При этом на долю Интернет-торговли продуктами питания пришлось менее 0,1%, хотя доля пищевых продуктов в общем объеме розничной торговли составила около 49%. Получается, покупают в Интернете миллионы, но продают продукты питания онлайн лишь единицы. Все это подтверждает большой потенциал этого сегмента рынка, особенно с учетом того, что 67% расходов российских семей приходится на товары, половина из которых – продукты питания".
Говоря о составляющих успеха проекта E-Grocery, как и любых ретейл-проектов онлайн, Александр отметил необходимость в качественной электронной платформе, безупречно работающей ИТ-инфраструктуре, отлаженных складских и транспортных процессах и, конечно, высоком уровне сервиса. "У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление, поэтому все этапы покупки – от выбора товаров в каталоге, оформления заказа, согласования времени доставки и до момента передачи заказа покупателю курьером – должны быть детально просчитаны и комфортны, чтобы клиент пришел к вам снова".
От первого лица
Вторая часть Форума прошла под знаком синергии производства, дистрибуции и розницы в борьбе за покупателей в эпоху Digital Economy, и в ее рамках представители крупнейших розничных компаний поделились своими историями успеха.
Михаил Золотовицкий, генеральный директор "Мегафон-Ритейл", рассказал о стратегии развития компании и ее новом проекте по оптимизации и реинжинирингу SAP "Инжир". Он призван приблизить компанию к званию "Лучший Ретейл", а также сократить затраты, повысить эффективность ключевых процессов и сделать процесс работы с системами более прозрачным. В проекте участвуют рабочие группы нескольких компаний: "МегаФон", "МегаФон Ритейл", Deloitte, NOVARDIS, SAP.
Директор по ИТ "Посуда Центр" Дмитрий Заузолков рассказал о старте и развитии канала интернет-продаж и его связи с розницей, что позволяет обеспечить отличный покупательский опыт и вывести работу с клиентом на качественно новый уровень. Функционал нового интернет-магазина реализован на базе самой передовой платформы для электронной коммерции SAP hybris совместными усилиями "Посуда Центр" и NOVARDIS. Результат можно будет увидеть "на всех экранах страны" уже совсем скоро – сейчас система проходит внутреннее тестирование. Дизайн магазина разрабатывался "Студией Артемия Лебедева".
"Мы знаем наших клиентов исходя из нашей базы лояльности, мы знаем, кто они, какого они возраста, что покупают, наши механики акций, которые им нравятся. Мы понимаем, что все это можно перевести в онлайн, соответственно, было бы совершенно глупо именно сейчас не использовать этот канал продаж", – комментирует Дмитрий.
Новые решения
Большой интерес у гостей конференции вызвали новые функциональные возможности SAP Transportation Management (SAP TM) для управления транспортными процессами, которые демонстрировались на стенде NOVARDIS. Об обновлениях рассказал Павел Соловьев, руководитель департамента SAP Supply Chain Management компании NOVARDIS: "Load Planning – функционал, позволяющий автоматически формировать инструкцию по погрузке транспортного средства с данными размещения грузовых мест в кузове. При расчете учитываются множество факторов: последовательность этапов маршрута, характеристики транспортного средства, требования к допустимой нагрузке на оси, ограничения взаимного расположения грузовых мест в кузове. Тем самым упрощается работа склада и появляются новые возможности по управлению утилизацией. Еще один относительно новый и вызывающий устойчивый интерес инструмент в SAP TM – SAP Collaboration Portal. Это web-портал для организации информационного обмена со сторонними перевозчиками и партнерами по организации процесса перевозок, который позволяет выстроить прозрачный обмен информацией на шагах обработки заказов, согласования и подтверждения маршрутов, контроля счетов, информирования о статусах и событиях. Кроме того, портал позволяет выстраивать бизнес-сценарии долгосрочного или оперативного тендеринга. И, конечно, нельзя не упомянуть комплекс решений, реализованных на базе SAP TM специалистами NOVARDIS в сотрудничестве c нашими партнерами, к которым следует отнести решение для планирования клиентской доставки (так называемой "последней мили") и управления внутригородскими перевозками, а также мобильное приложение для водителей-экспедиторов".
Конференция SAP Trade & Consumer Industries Forum 2015 запомнилась интересными дискуссиями и шоу-кейсами и в очередной раз стала местом встречи ведущих экспертов в решениях SAP и представителей бизнеса. В мероприятии приняло участие более 500 участников и партнеров.