Компания Bosco di Ciliegi расторгла франчайзинговое соглашение с ритейлером "Высшая лига", развивавшим в Краснодарском крае сеть Bosco Sport. Как рассказала Retailer.RU Ольга Черносвитова, вице-президент компании по маркетингу, в сентябре 2013 г. Bosco выкупила у франчайзи права аренды на три магазина (два в самом Краснодаре и один в Анапе). "В преддверии Олимпиады, официальным партнером которой является Bosco, Краснодарский край становится приоритетным регионом присутствия для нашей компании, поэтому мы решили сосредоточить все ресурсы в своих руках", -рассказала Ольга Черносвитова. По ее словам, Bosco планирует открыть в регионе накануне начала Олимпийских игр еще ряд торговых точек, где будет представлена официальная лицензионная продукция Сочи-2014, в том числе на Морвокзале и на территории Олимпийского парка в Сочи и на горнолыжном курорте "Роза Хутор" в Красной Поляне.
В "Высшей лиге" Retailer.RU рассказали, что решение расторгнуть франчайзинговый договор было обоюдным. "Мы заключили соглашение с Bosco в 2011 г., однако за два с половиной года так и не смогли вывести магазины на окупаемость", — отметил генеральный директор "Высшей лиги" Алексей Пшеничный.
Условия досрочного расторжения франчайзингового договора не раскрываются. По словам Ильи Ярошенко, генерального директора Baon, стоимость переуступки прав на аренду магазина в хорошей локации может достигать 5-10% его годовой прибыли. Однако, поскольку в данном случае точки партнера еще не вышли на операционную рентабельность, речь, вероятно, шла о компенсациях — за затраты на запуск объектов, товарный возврат и т. д. "Следует учитывать, что переуступка прав происходит за несколько месяцев до Олимпиады. Так что, думаю, Bosco пришлось хорошо раскошелиться", — говорит топ-менеджер.
Сеть Bosco Sport развивается по франчайзингу с 2008 г. Сейчас у ритейлера 11 партнеров, которые в общей сложности управляют 13 магазинами в таких городах, как Воронеж, Владивосток, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Новокузнецк, Екатеринбург, Пермь, Казань, Махачкала. По словам Ольги Черносвитовой, в перспективе у ритейлера есть планы "поступательно выкупать и другие партнерские объекты", однако топ-менеджер подчеркивает, что пока речь идет исключительно о неэффективных магазинах. "Там, где точки успешно развиваются собственными силами партнеров, у Bosco нет планов менять собственника в ближайшее время", — заявила она.
Сколько неэффективных объектов "стоят на очереди", топ-менеджер не уточнила. 11 франчайзи Bosco Sport, с которыми связался Retailer.RU, заявили, что работой своих магазинов вполне довольны и отказываться от бренда не собираются. Более того, некоторые из них намерены расширять бизнес. Так, управляющий магазином Bosco Sport во Владивостоке Дмитрий Марохонько рассказал о планах в 2014 г. запустить второй объект. По словам управляющей магазином Bosco Sport в Махачкале Аминат Диричовой, дагестанский франчайзи ритейлера в марте этого года расширил площадь магазина и после окончания Олимпиады намерен увеличить ассортимент за счет fashion-коллекции.
"Желание Bosco перевести магазины в Краснодарском крае под собственное управление, чтобы в накануне и во время Олимпийских игр "снять все сливки", вполне понятно", — говорит Илья Ярошенко. По его словам, даже если бизнес франчайзи был не вполне успешен, самому Bosco удастся вывести торговые точки на хорошие показатели. "Выручка собственного розничного магазина всегда выше, чем франчайзингового, так как головная компания имеет возможность обеспечить хорошее наполнение торговой площади ассортиментом и более профессионально владеет всеми инструментами мерчендайзинга, работы с персоналом, рекламной активности и т.д.", — отмечает топ-менеджер.
Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин считает намерение Bosco постепенно выкупать партнерские точки закономерным. "Это наиболее типичная эволюция для бизнеса с широкой географией. Развитие по франшизе дает возможность оценить возможности нового рынка с минимальными инвестициями и рисками, — объясняет эксперт. — После того, как компания получила необходимую экспертизу и усилиями партнеров сформировала лояльность аудитории к бренду, она может приступать к развитию собственной розницы".
Справка
ГК Bosco di Ciliegi основана в 1991 г. Управляет более чем 100 монобрендовыми (Etro, Kenzo, Jean Paul Gaultier и другие) и мультибрендовыми (BoscoFamily, BoscoScarpa и другие) бутиками, выпускает спортивную одежду под маркой BoscoSport. В группу также входят магазины парфюмерии и косметики Articoli, ювелирный и часовой бутик Sublime by Bosco и др. проекты. Является основным акционером Торгового Дома ГУМ на Красной площади в Москве. По данным исследования Retailer Index 500, в 2012 г. выручка компании составила 17,2 млрд руб