Игорь Ковпак, президент сети "Кировский", о конкуренции ритейлеров в Свердловской области
Какие тенденции на региональном рынке вы могли бы отметить?
— Ситуация на региональном рынке серьезная, продолжается тенденция прошлого года – резкий рост конкуренции со стороны федеральных игроков, таких как "Ашан", X5 Retail Group, "Магнит", "Дикси". Выдержать натиск могут не многие. Основная проблема заключается в том, что количество покупателей не растёт, а федеральные игроки создают отток клиентов в свои магазины. Поэтому на рынке остаются благоприятные условия для дальнейших слияний и поглощений.
Федеральные игроки в центральном регионе (Москва, Санкт-Петербург) стали сталкиваться с проблемой «каннибализма» внутри своих сетей. Наблюдается ли данный процесс в регионах?
-Для нашего региона это не характерная ситуация, мы не создаем искусственно конкуренцию внутри нашей сети, но единичные примеры у других ритейлеров мы наблюдаем.
Существует ли избыточный формат магазинов в вашем регионе (дискаунтеры, гипермаркеты, «магазины у дома»…)
— Наша сеть развивает 2 формата – «супермаркет» и «магазин у дома». Соотношение форматов — 50:50. Мы специально не пытаемся делать акцент на конкретном формате, а стараемся развивать как один, так и другой. Кстати, мы в декабре открыли три новых супермаркета (в Нижней Туре, п. Кольцово, Первоуральске). Но что касается региона в целом — здесь преобладают форматы «гипермаркет» и «магазин у дома», за которыми я вижу будущее.
Развиваете ли вы собственную торговую марку? Будет ли выгодно производство СТМ за рубежом в связи с вступлением России в ВТО?
-Да, доля СТМ в сети «Кировский» составляет порядка 7%. Под СТМ у нас выпускаются кондитерские изделия, мясная и молочная продукция. Торты, пряники и другие кондитерские изделия производятся на нашей собственной фабрике в г. Ревда, а свежая выпечка – в мини-пекарнях в наших магазинах. Мы надеемся, что вступление России в ВТО даст нам дополнительные возможности для роста и развития бизнеса. Я вообще против разделения экономического пространства. Мы, как и вся Европа, должны действовать сообща. Если иностранные партнеры готовы нам предоставлять на привлекательных условиях качественную продукцию – мы, естественно, воспользуемся. Одновременно с этим иностранные игроки заставят нас, точнее российский бизнес, шевелиться.
Ценовые войны. С чем и с кем приходится бороться?
— Борьба у нас одна – за покупателя! Борьба с неравными силами, но у нас также есть свои преимущества.
Мы не строим иллюзии. Федеральные сети гораздо мощнее и имеют крупные международные контракты. Наши преимущества — сложившиеся отношения с местными поставщиками и производителями, что позволяет предоставлять населению продукцию локального происхождения.
Планирует ли сеть выход в соседние регионы? Есть ли в этом необходимость?
— Выход в соседние регионы мы не планируем. У нас был неудачный опыт выхода в Курганскую и Тюменскую области. Мы столкнулись с управленческой проблемой — невозможностью контролировать бизнес. Магазины пришлось закрыть. Теперь развиваемся только в Свердловской области, где отлажены организационные и управленческие механизмы.
Рассматриваете ли возможность вступления в какой либо региональный закупочный союз?
— Нет, но никогда не говори никогда! На уровне нашего региона мы обладаем собственными мощностями и отлаженными процессами. Если будет создано крупное объединение сетей, и мы четко поймем выгоду, то обязательно подумаем над этим вопросом.
На Всемирном экономическом форуме в Швейцарском Давосе Екатеринбург представляет инвестиционные возможности Свердловской области и подает заявку на проведение ЭКСПО-2020. Может ли быть интересным данное событие в будущем для ритейла?
— Если это чудо произойдет, то это огромный плюс! Главное, что мы получим федеральное финансирование строительства региональной инфраструктуры.
Тема "Регионы. Конкурентная война за территории" на Food Business Russia 2012, 9 февраля, Hilton Ленинградская