Крупнейшие ретейлеры "Магнит" и X5 Retail Group анонсировали в начале недели размещение биржевых облигаций. "Магнит" планирует разместить биржевые облигации на 10 млрд руб. Компания начинает сбор заявок на участие в размещении пятилетнего выпуска, ставка первого купона составила 11,7% при предварительном ориентире 11,7–11,95% годовых. По выпуску предусмотрена оферта через полтора года после размещения, организатором которого выступает Росбанк.

Вместе с конкурентом планирует разместить облигации и X5 Retail Group. Компания размещает семилетние биржевые облигации на 5 млрд руб. Книгу заявок на бумаги четвертого выпуска X5 собирала в понедельник, организатором размещения выступит Райффайзенбанк. Ставка купона составляет 11,9%.

Лучше кредитов

Нынешние ставки по облигациям значительно выше, чем были до кризиса. В 2013 г. X5 Retail Group размещалась под 9,1%, "Магнит" — под 8,4%. Ближайший конкурент по рынку — торговая сеть "Лента" — два года назад размещалась на три года под 10%.

Однако с 2013 г. утекло много воды, и теперь доходность в 11,7% уже кажется вполне позитивным индикатором. При ключевой ставке ЦБ в 11% занять у частных компаний, даже таких крупных и надежных, дешевле вряд ли возможно.

Как считает старший аналитик по долговым инструментам банка "Уралсиб" Надежда Оженко, для компаний это хорошие ставки, но для участников рынка есть и более интересные варианты вложения денег за пределами розницы, риск по ретейлерам гораздо выше, а доход ниже.

На агрессивное развитие

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева констатирует: крупнейшие компании сохраняют свои планы по агрессивному развитию, по открытию новых магазинов, им интересно рассматривать все источники привлечения средств. Банковское финансирование иногда бывает ограничено, в частности, лимитами самих банков. Механизм облигаций по-прежнему остается интересным для ретейлеров и для инвесторов.

"Продуктовая розница является очень привлекательным сегментом, так как даже в случае ухудшения экономической ситуации текущий уровень задолженности компании не позволяет говорить о существенных рисках", — полагает эксперт.

В целом крупный российский продуктовый ретейл вызывает оптимизм: фоне других сегментов потребительского рынка формат FMCG растет весьма заметными темпами.

"Макроиндикаторы, отвечающие за потенциал потребительского рынка, в августе впервые с января перешли с минуса на плюс. Это дает надежду на восстановлении ситуации в рознице", — делится позитивом глава "Центра исследований потребительского рынка" Даниил Сомов. Однако говорить о том, что розница выходит из кризиса и дальше все будет только лучше, эксперт пока не берется: "Надо дождаться данных за сентябрь, чтобы понять, случайно это было или мы и правда видим какой-то путь к восстановлению рынка".

Инвесторы верят российским ретейлерам и готовы одалживать им деньги достаточно дешево. "Инвесторы предъявили высокий спрос на новые выпуски "Магнита" и Х5, о чем говорит факт того, что книги были сформированы в кратчайшие сроки и без щедрых премий. Книга по "X5 Финанс" была открыта в течение часа, — рассказывает аналитик UFS IC Анна Базоева. — Эмитент установил ставку первого купона в размере 11,9% годовых, что соответствует доходности 12,25% годовых к оферте через 3,5 года. "Магнит" же в ходе book building сужал ориентир с 11,7–11,95% до 11,7–11,8% и в итоге разместил его по минимуму — 11,7% годовых. Таким образом, доходность к оферте через 1,5 года составила 12,04% годовых".

Гонка лидеров

Спекулянты и институциональные инвесторы очень внимательно следят за ситуацией на рынке, и доходность по облигациям четко соответствует положению дел у компаний. Если Х5 совсем немного уступает "Магниту" по стоимости привлечения денег, то у "Ленты" отрыв уже явно заметен. "На рынке локального долга "Лента" представлена пятью выпусками облигаций. Наиболее ликвидный из них — "Лента, 03" с доходностью 12,5% к оферте в марте 2016 г., предлагающий почти 200 базовых пунктов при одинаковом с Х5 рейтинге", — обращает внимание Анна Базоева.

Аутсайдер же рынка, "О’Кей", которому приходится распродавать конкурентам уже почти достроенные торговые комплексы и в срочном порядке с нуля разворачивать мелкоформатную сеть, вынужден довольствоваться довольно дорогими заемными средствами. Максимальная доходность по его облигациям — 15,3%. Это короткий выпуск "О’Кея", 02 с офертой в декабре 2015 г. Чуть дешевле обходится компании выпуск БО-04 с доходностью выше 14,5% годовых к оферте через год. "Более высокие доходности по бондам "О’Кея" связаны с менее сильными кредитными метриками компании по сравнению с конкурентами", — говорит Анна Базоева.

 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments