Производящий мобильники BlackВerry канадский концерн Research In Motion (RIM) все сильнее отстает от конкурентов на быстрорастущем рынке смартфонов. На минувшей неделе концерн возглавил 54-летний ТОРСТЕН ХАЙНС, который ранее являлся членом правления компании по организационным вопросам. В интервью Handelsblatt он рассказал о планах по развитию компании и возможности борьбы на равных с такими конкурентами, как Apple.

— Г-н Хайнс, в день вашего назначения на пост главы RIM акции концерна рухнули на 7%. Плохое предзнаменование?

— Думаю, что этот факт не следует переоценивать. Накануне активно ходили слухи о возможном разделении концерна. Сейчас многие инвесторы, нацеливавшиеся на быстрые доходы, ушли. Кстати, курс снова пошел вверх.

— Противники вашего назначения утверждают, что вы несете ответственность за нынешнее отставание концерна RIM на рынке. Они правы?

— Приглашение руководителя со стороны тоже не дает стопроцентной гарантии будущего успеха. Я стал председателем правления именно потому, что хорошо знаю компанию изнутри и понимаю, что необходимо менять. Полагаю, что для меня лучший способ опровергнуть заявления критиков — это добиться через какое-то время успеха.

Что вам необходимо изменить?

— Мы должны усилить свои позиции на потребительском рынке, прежде всего научиться себя лучше продавать. Кроме того, мы должны больше прислушиваться к тому, что хочет наш клиент. Раньше мы недостаточно быстро реагировали на изменение этих пожеланий. BlackBerry слишком зациклился на своих традиционных «добродетелях»: обеспечивающая быстрое и точное использование qwerty-клавиатура, длительный срок автономной работы без подзарядки, надежность и прочие качества, которые всегда отличали нашу продукцию. Однако прежде всего в США привлечь этим покупателя можно не всегда. Для многих уже не так важна длительность работы без подзарядки. Люди готовы подзаряжать свой iPhone каждые четыре часа. Посмотрите, сегодня в аэропортах заняты буквально все розетки.

— Как же могло случиться, что RIM просмотрел эту тенденцию?

— У нас были свои проблемы. Концерн RIM рос с такой скоростью, что мы иногда не справлялись с собственными планами. Когда в 2007 году я пришел в RIM из Siemens, наша фирма насчитывала 6 тыс. сотрудников. Спустя три года нас было уже 20 тыс. При таком стремительном росте необходимо менять многие процессы. Мы сейчас уже перестали быть большим стартапом, и нам нужен дисциплинированный подход к менеджменту.

Дисциплина — это одно, а продукты — совсем другое. За счет чего вы собираетесь догонять таких конкурентов, как Apple?

— Ставку мы делаем на наш новый смартфон BlackBerry с новой операционной системой QNX. Он может значительно больше, чем iPhone от Apple, и появится на рынке к концу года.

— Это звучит так, будто вы собираетесь начать всерьез догонять конкурентов только к концу года. Некоторые акционеры сомневаются, что ваша фирма вообще продержится так долго…

— Не надо крайностей. Посмотрите на наши показатели повнимательнее: выручка за минувший квартал составила 5,3 млрд долл. Ведь неплохо? С прибылью мы работаем вот уже несколько кварталов подряд, и наш запас ликвидности достигает 1,5 млрд долл. Не вижу причин, почему бы мы не должны продержаться.

Ну, может быть, потому, что ваша доля на рынке катастрофически падает?

— В США да, но не во всем мире. Сильнее, чем в среднем по рынку, мы растем в Европе, на Ближнем Востоке и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В целом по итогам года наш рост составил 54%. Слабость в США невозможно не заметить, и мы стремимся исправить положение смартфонами, созданными на нынешней платформе BlackВerry 7 и будущей BlackВerry 10. Но то, что в глобальном плане мы среди отстающих, просто не соответствует действительности.

Тогда почему это не сказывается на курсе акций или не отражается в докладах аналитиков? Эксперты прогнозируют для вас резкое падение выручки и прибыли.

— Этого я объяснить не могу. США — это всего лишь 7% рынка смартфонов, но что касается создания общественного мнения, то в этом они, безусловно, мировой лидер. Каждый доклад, который подготовит аналитик из США, тут же облетает весь мир. Но уверяю вас, не будет ни одного квартала, который принесет нам убытки или же в течение которого у нас кончатся деньги.

— Так что же не сложилось в США?

— Некоторое время тому назад мы решили не сразу переходить на использование сверхбыстрой американской сети четвертого поколения — LTE. Тогда мы исходили из приоритета для нас глобальной стратегии и, испытывая дефицит мощностей для развития, не захотели концентрироваться на каком-то отдельном рынке. Сети четвертого поколения 4G до сих пор по-настоящему развиваются только в США, имея там долю рынка 20%. Европа пока только готовится к их введению. Однако ВlackBerry 10 в этом стандарте уже будет работать, а еще раньше, в апреле или мае, появится планшетник RIM BlaсkBerry Playbook с опцией 4G.

— Но вы заметно отстаете и по числу предлагаемых приложений.

— Что касается количества приложений, то это не самое главное, важнее их качество. Но, конечно, каждый потребитель должен иметь те приложения, которые ему нужны. Поэтому с февраля приложения на базе Android можно будет загружать на планшетники Playbook и позднее в BlackBerry 10.

— Пока число предлагаемых вами приложений более 50 тыс. Насколько оно тогда увеличится?

— Сейчас мы ведем переговоры с разработчиками и посредниками. Когда в феврале soft-update для Playbook будет полностью готов, мы получим просто бурный поток новых приложений. Их счет будет идти на сотни тысяч.

— Многие клиенты, которые стремятся шагать в ногу со временем, используют iPhone для работы.

— Это одновременно и проблема, и шанс. Большинство руководителей концернов нашей отрасли до сих пор основное внимание уделяют надежности своих устройств. Конечно, Apple проникает во все новые сферы, но BlackBerry используют там, где работают по-настоящему. Просто фирмы не могут позволить себе рисковать.

— Значит, BlackBerry суждено остаться лишь орудием труда?

— Нет, мы хотим создать нечто большее. И прежде всего BlackВerry 10 будет иметь множество опций, которые связаны не только с работой.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments