Франчайзи московского оператора итальянской марки одежды Benetton в марте закрывает один из двух своих магазинов в Казани. Газета «БИЗНЕС Online» вспомнила историю появления культовой марки в Татарстане и некоторые детали визита ее основателя в столицу РТ. Тем временем экспертыотмечают всестороннюю потерю позиций некогда популярного бренда, но закрытие казанского магазина связывают и с проблемами местного оператора.
В середине марта закроется один из двух магазинов одежной компании Benetton, представленных в Казани. Сегодня в городе работают два магазина – в ТЦ "МЕГА-Казань" и на улице Баумана, 50. Если первый еще продолжит работу (об этом газете "БИЗНЕС Online" сообщили в пресс-службе торгового центра), то второй прекратит свою работу в ближайшее время. Сейчас здесь идет активная распродажа, скидки составляют до 90%.
В самих магазинах Benetton размер торговой площади не озвучивают, ссылаясь на "коммерческую тайну и условия договоров аренды", однако участники рынка говорят, что магазин в "МЕГЕ" занимает от 300 до 400 кв. м, а на ул. Баумана – от 700 до 1 тыс. кв. метров.
Эта итальянская молодежная марка была представлена в Казани с 2001 года, и ее первый магазин открылся на ул. Мусы Джалиля. Привел эту одежную марку в Казань предприниматель Айдар Гатауллин (ООО «Профит»).
Именно он встречал в Татарстане основателя группы компаний Benetton миллиардера Лучано Бенеттон. Последний приезжал в Россию в мае 2006 года, чтобы собственными глазами увидеть и оценить эффективность работы своих франчайзи в ПФО. Тогда он посетил торговые площадки Benetton в Казани (ТЦ «МЕГА»), Самаре (Park House) и Тольятти (Park House), а также побывал в Набережных Челнах и Нижнем Новгороде. Поговаривают, что когда Бенеттон приезжал в Казань, он прогулялся тогда по обновленной улице Баумана и даже поинтересовался, не продается ли здание Дома Печати. Напомним, в 2009 году он был передан ОАО «Связьинвестнефтехим», которое три года спустя запустило на объекте масштабную реконструкцию.
Надо сказать, что Бенеттон — достаточно колоритная фигура. Согласно корпоративной легенде, начало империи Benetton положил связанный сестрой Джулианой ярко-желтый свитер Лучано, который вызвал восторг у молодых коллег. Отсюда у Бенеттона родилась идея: почему бы не наладить собственный бизнес на обыкновенных вязаных кофтах, но ярких расцветок, ориентированых на молодежь? Дело довольно быстро пошло в гору. Лучано нанял несколько работниц и арендовал мастерскую. Вскоре он привез из Шотландии новую технологию обработки шерсти, получив перед конкурентами существенное преимущество.
Разноцветные вязаные кофты и свитера Бенеттон произвели настоящий фурор в Тревизо, и Лучано решил, что настала пора завоевывать Италию, а затем и весь остальной мир. Первый фирменный магазин компании Benetton открылся в 1967 году. К началу 1970-х число магазинов компании превысило тысячу, причем они работали не только в Италии. Тогда же Бенеттон применил схему франчайзинга: любой, кто хотел торговать изделиями фирмы, мог получить лицензию на открытие собственного магазина под его маркой. При нескольких условиях: интерьер магазина должен соответствовать одному из пяти типов дизайна, утвержденных Benetton; в магазине должны продаваться только товары брэнда Benetton; нераспроданный товар фирма обратно не принимала.
В начале 1980-х перед Бенеттон появилась задача сделать бренд узнаваемым. Для ее решения итальянец пригласил скандального фотографа Оливьеро Тоскани — кумира глянцевых журналов Vogue, ELLE, Harper’s Bazaar. Первой успешной акцией Тоскани стала реклама "Бенеттон" с молодыми людьми разного цвета кожи, объединенными слоганом «Все цвета мира». Почувствав успех, Тоскани предложил шокирующую рекламную кампанию. И вскоре на рекламе Benetton появились целующиеся священник и монашка, негритянка, кормящая грудью белокожего младенца, новорожденные с необрезанной пуповиной, парящие в воздухе презервативы, взорванные автомобили, африканский боевик с «калашниковым», птицы, покрытые пленкой нефти…
Все это будоражало общественное мнение, но последней каплей стал проект «Смертники», когда, выдав себя за журналистов, Тоскани и его помощники проникли в разные американские тюрьмы и сфотографировали более двух десятков заключенных-смертников. Фотографии с крупным штампом «Приговорен к смерти» и логотипом Benetton появились на улицах американских мегаполисов. Разразился скандал, последовали суды, а крупнейшая сеть розничной торговли Sears, подписавшая перед этим с итальянской компанией соглашение об открытии в США сотен новых точек Benetton, в разгар скандала расторгла контракт. После этого Тоскани расстался с Benetton.
Сегодня семейство Бенеттон входит в список Forbes, является третьим по богатству в Италии. Семейный холдинг Edizione (куда входит и Benetton Group) является крупным акционером оператора платных автотрасс Autostrade (387-е место в списке 500 крупнейших компаний мира по версии журнала Fortune), имеет крупные доли в сети придорожных ресторанов Autogrill, компании Pirelli и банке Mediobanca.
Первоначально Айдар Гатауллин был единственным франчайзи марки в Казани, а затем представлять Benetton в столице РТ стала московская компания ООО «СПАЧЧО-Б». Владельцем СПАЧЧО-Б являлось португальское ООО «БЕНЕСТ-ТРЕЙДИНГ И СЕРВИСУШ ЛДА», теперь же ее контролирует люксембургский «БЕНЕСТ C.а.р.л.». Именно "СПАЧЧО-Б" является учредителем ООО "Виареджио", компании-оператора казанских магазинов "Бенетон". В "Виареджио" Гатауллину принадлежит 34%.
В ООО «СПАЧЧО-Б» корреспондента "БИЗНЕС Online" отказались соединить с генеральным директором – Людмилой Селивановой. Нам пояснили, что никаких комментариев не будет, а информация по дате закрытия магазина вообще является тайной. Что касается магазина Benetton на Баумана, то он работал здесь четыре года.
Газета «БИЗНЕС Online» спросила мнения экспретов о возможных причинах закрытия магазинов Benetton.
Злата Шалюковская — региональный директор Zolla:
— Конкурентом магазина United Colours of Benetton были все бренды, которыми наполнена «Мега» или любой другой торговый центр. Это обычный бренд среднего сегмента масс-маркет.
Думаю, что магазин закрывается из-за не очень удачного местоположения. Улица Баумана – не самая проходимая и торговая улица города. Во всяком случае, магазин располагался слишком далеко от торгового кольца, где находится ГУМ, «Кольцо» и несколько других магазинов.
В «Меге» магазин сети чувствует себя прекрасно. Сама концепция хорошая, это достаточно популярная марка. Если не ошибаюсь, эта марка первой пришла в Казань. У бренда до сих пор идет хорошая реклама на федеральном уровне.
Вячеслав Коркин — старший консультант компании «Магазин Магазинов»:
— Закрытие в Казани может быть связано с франчази Бенеттона, так как магазины «патнерские». Это, скорее всего, вопрос непосредственного представителя в регионе. По другим городам мы активно обсуждаем размещение марки в ТЦ. Позиции Benetton в России примерно такие же, как и в остальных странах (кроме Италии), но есть ощущение, что они давно не запускали широкомасштабную рекламную кампанию.
Максим Шабашов — управляющий ТЦ «Молл Парк Хаус»:
— Магазин Benetton закрывается не только в Казани, но и во многих регионах. Если компания не развивается, то сворачивается. Судя по всему, происходит именно так. Вероятно, это вызвано тем, что магазины несостоятельны в конкурентной борьбе, которая развернулась на рынке. При этом компания была одной из первых на казанском рынке, но не сохранила лидерство. Жаль, что магазин закрывается, бренд сильный. На мой взгляд, он имел все шансы конкурировать дальше, имел свою аудиторию.
Что касается наиболее подходящего местоположения для магазинов, то располагаться лучше в хорошем торговом коридоре, если таковые есть в городе (речь о стрит-ритейле). Если таких исторически нет и они не создаются, то просто располагать магазины на улице в стрит-ритейле абсолютно неэффективно. Торговый коридор – это своего рода торговый центр под открытым небом, где можно и кофе попить, и что-то купить. В российских городах подобных торговых улиц, к сожалению, очень мало, а в регионах практически нет.
Конкурентом Benetton в этом сегменте является Zara, в последнее время они пересекались по цене на 70 процентов.
Справка
Benetton Group SpA — группа компаний, а также один из мировых брендов индустрии моды, главное представительство которого находится в городе Тревизо в Италии. Название происходит от фамилии основателя компании и зарегистрировано с 1965 года.
Филиал Benetton Group существует также в Милане. Бенеттон располагает сетью из 6 тыс. магазинов в 120 странах. Магазины управляются независимыми партнерами и дают оборот более 2 млрд. евро в год.
В 1968 году семья Бенеттон открыла свой первый магазин в Беллуно, а через три года — в Париже. Лучано Бенеттон занял должность председателя компании, его брат Жилберту стал ответственным за ее административную политику, младший брат Карла — управление производством, а Джулиана стала главным конструктором. К 2000 году Benetton Group увеличили количество магазинов до 6,2 тыс. во многих странах мира.