Несмотря на масштабные кампании о пользе здоровой пищи конгресс США за последние годы не поддержал ни одного закона на федеральном уровне, который бы ограничивал права производителей газированных напитков и высококалорийных продуктов. Объясняется этот феномен просто: за время правления президента Барака Обамы пищевые гиганты в разы увеличили финансирование лоббистов.
Согласно данным Института медицины, Америка является одной из самых толстых наций в мире: количество детей с диагнозом «ожирение» за последние тридцать лет выросло втрое. Несколько лет назад в стране была объявлена война фастфуду, но с тех пор производители еды и напитков не проиграли ни одной серьезной битвы. Эксперты связывают это с ростом бюджетов на лоббирование, пишет Reuters. За последние три года компании вдвое увеличили расходы на лобби, потратив при администрации Барака Обамы 175 млн долл. против 83 млн долл. при Джордже Буше-младшем. Для сравнения, Научный центр защиты общественных интересов, который борется за распространение здорового питания, смог выделить на продвижение своих интересов в 2011 году всего 70 тыс. долл.
Производители уверяют, что они во многом пошли навстречу медикам. Американская ассоциация напитков утверждает, что с 2004 года ее члены сократили на 88% калорийность поставляемых в школы напитков за счет снижения уровня сахара и жирности.
Эксперты же радоваться не спешат. «Я разочарован бездействием Белого дома. Несмотря на то что на кону здоровье детей, они дрогнули и упали на колени перед индустрией», — заявил сенатор от демократов из Айовы Том Харкин. Несмотря на провал конгрессом ряда инициатив, в том числе по оздоровлению школьного меню, администрация молчит. А ведь два года назад именно супруга президента Мишель Обама дала старт оздоровительной программе для детей, которая, в частности, предполагала введение закона о пищевых стандартах. Летом прошлого года состоялась встреча между администрацией Белого дома и главами пищевых гигантов, включая Nestle и Kellogg. Лоббисты дали ясно понять, что властям надо умерить рвение. Закон в итоге так и не был принят, а г-жа Обама перестала ругать производителей и начала призывать детей больше заниматься спортом.
Критики настаивают, что пищевая отрасль использует те же методы защиты, что и табачники. Оба сектора утверждают, что нет прямой зависимости между их продукцией и болезнями (сигареты не вызывают рак, а фастфуд — ожирение). И те и другие пытаются помешать установлению единого стандарта, настаивая на схеме саморегулирования внутри индустрии. «Мы имеем дело с тактикой, которую используют как пищевые, так и табачные компании. Вы лоббируете, делаете взносы, покупаете рекламу, угрожаете перенести завод, используете своих собственных рабочих как лоббистов», — отмечает гендиректор Научного центра защиты общественных интересов Майкл Джейкобсон.
Лоббисты поставили крест на одной из самых важных инициатив последних лет — повышении налога на газированные напитки. С 2009 года двадцать четыре штата и пять городов пытались принять этот закон, но в итоге сделал это только Вашингтон в 2010 году. Coca-Cola, Pepsi и Dr. Pepper Snapple тут же развернули кампанию по созыву референдума. Они потратили 16 млн долл., в частности запустив ложную рекламу о повышении налога и для прочих продуктов. В результате 60% жителей столицы проголосовали против налога, и он был отменен.
Популярной тактикой является создание спонсируемых компаниями общественных групп, которые «защищают» интересы простых американцев от «пищевых радикалов». Они ведут сайты и блоги о мифах о «вкусной и здоровой пище», а также скупают рекламу в прайм-тайм (группа «Американцы против налогов на еду» купила 30 сек. во время Кубка США по американскому футболу — один из самых дорогих рекламных блоков).
Еще один эффективный способ противодействия — оплата выгодных компаниям исследований. На деньги индустрии была создана Коалиция разумной продовольственной политики, которую возглавила бывший пресс-секретарь Обамы Анита Дунн. Эксперты коалиции рассчитали, что если производители откажутся от каждой пятой пищевой добавки, то работу потеряют 75 тыс. человек, а компании недосчитаются 28,6 млрд долл. выручки. Многие аналитики индустрии настаивают, что эти данные неверны.