В условиях падения продаж и ужесточения условий кредитования торговые сети стремятся оптимизировать сотрудничество с банками. Вслед за мобильными ритейлерами сети бытовой техники и электроники заменяют сотрудников нескольких банков, присутствующих в них, одним кредитным брокером. За счет этого сети планируют повысить количество одобряемых кредитов, а банки — снизить расходы на персонал. Впрочем, в таком подходе есть ощутимые риски для банков.

О том, что крупнейшие сети электроники и бытовой техники начали тестировать выдачу POS-кредитов через брокеров, "Ъ" рассказали участники рынка. По их словам, сейчас тестовые процедуры по выдаче кредитов через брокеров проходят в "М.Видео" и "Эльдорадо". В обеих сетях это подтвердили, пояснив, что пилотные проекты запущены в ряде магазинов в июне и продлятся несколько месяцев. Названия компаний, занимающихся выдачей кредитов, в торговых сетях не раскрывают.

Вывод сотрудников банков, оформляющих кредиты, из точек продаж и централизация этих функций на одного человека не новая тенденция. Сотовые ритейлеры "Связной" и "Евросеть" уже несколько лет используют такую практику, однако в роли кредитного брокера у них выступает сотрудник салона. По такому пути уже несколько лет развивает кредитный процесс торговая сеть "Медиа Маркт", в которой работает кредитный брокер "Финансовый агент" (согласно информации на сайте компании), при этом кредиты выдаются шестью банками, заявки которым распределяет брокер. По словам собеседников "Ъ", брокерскую схему используют и в некоторых региональных сетях, в частности в магазинах сети "Цифроград". Получить комментарии торговой сети не удалось. По словам исполнительного директора компании "Директ кредит" (предоставляет торговым сетям программное обеспечение для обработки кредитных заявок и распределения их по банкам) Андрея Одородько, в последнее время отмечается активизация спроса на перевод кредитования торговыми сетями на брокеров или своих сотрудников, в том числе и в регионах. "Директ кредит" сотрудничает с 7 тыс. торговых точек в России.

Переход на брокерскую схему работы таких крупных федеральных игроков, как "М.Видео" и "Эльдорадо", по сути, означает окончание эры бумажных POS-кредитов (когда кредит оформляет в торговой точке непосредственно представитель банка, которых может быть в одной сети три-четыре). Присутствие представителей банков в магазинах при упавшем в последнее время уровне одобрения заявок и снижении продаж не выгодно ни банкам, ни торговым сетям. Для банков личное присутствие в сети — издержки на персонал. По словам зампреда правления ХКФ-банка Александра Антоненко, "физическое присутствие представителя банка в сети требует определенных издержек, тогда как комиссия, которую платят банки брокеру, может быть меньше, чем затраты на содержание сотрудника в сети". По оценкам участников рынка, комиссия брокеру составляет 1-5% от объема выданных кредитов, в то время как затраты на персонал банка в сети могут составлять до 9%. Для торговых сетей сокращение числа представителей банков также выгодно. По словам представителя "М.Видео", работа через брокеров позволяет сократить время рассмотрения заявки, что более удобно для клиента, и за счет увеличения числа банков, которых без физического присутствия можно подключить в большем количестве, повысить уровень одобрения заявок.

Впрочем, помимо очевидных плюсов отказ от старой схемы работы имеет и минусы. "Брокеры могут повысить уровень одобрения по кредитам, однако качество этих кредитов может быть не очень высоким,— указывает Александр Антоненко.— Поскольку сотрудник банка обладает более высокой квалификацией и может лучше оценить заемщика". Еще один риск — возможная аффилированность брокера с конкретным банком. "Практически все брокеры на рынке аффилированы с конкретными банками и в первую очередь отправляют заявку на кредит "дружественному" банку,— рассуждает собеседник "Ъ".— А уж потом в случае отказа ее передают в другие банки". В данном случае примером может служить сеть "Эльдорадо", в которой кредиты других банков в рамках нового пилота будут выдавать сотрудники аффилированного с ней (через общего собственника — PPF) ХКФ-банка. Впрочем, в самом ХКФ-банке в такой практике ничего плохого не видят. По словам Александра Антоненко, "конфликтов между ХКФ-банком и другими банками не возникает, так как, согласно существующим договоренностям, определенное количество заявок на кредит направляется в первую очередь другим банкам".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments