В скором времени для покупки одежды и обуви не понадобится идти в магазин. Достаточно будет зайти в виртуальную примерочную через компьютер или смартфон. Таким же простым станет процесс выбора предметов интерьера и автомобилей. Дополненная и виртуальная реальность – технологии, которые коренным образом изменят современный ритейл.

Впервые об искусственной реальности заговорили в середине прошлого века. Однако сам термин «виртуальная реальность» (virtual reality, или VR) появился значительно позже – к концу 80-х.

Виртуальная реальность – технология, которая создает несуществующий мир посредством специальных средств и задействует органы чувств человека. Первые попытки создать виртуальный мир относятся к началу 60-х годов. В 1962 году Мортон Хейлиг изобрел машину для демонстрации фильмов с элементами искусственной реальности и назвал ее «Сенсорама». Зритель мог «прокатиться» на мотоцикле по Нью-Йорку, ощущая вибрацию сиденья и порывы ветра в лицо.

В 1965 году Иван Сазерленд представил прототип VR-очков: громоздкую конструкцию, которая надевалась на лицо и позволяла пользователю погрузиться в выдуманный мир. Устройство называлось Ultimate Display, и им тут же заинтересовались ЦРУ и NASA.

С тех пор технические средства для погружения в виртуальную реальность сильно эволюционировали. Современные очки и шлемы лишь отдаленно напоминают свои прототипы – взять хотя бы гарнитуру Oculus Go.

Авторство термина «дополненная реальность» (augmented reality, или AR) приписывают сотруднику корпорации Boeing Тому Коделу. Именно он предложил называть так технологию, при которой реальный мир дополняется виртуальными элементами при помощи компьютерных средств. Примером дополненной (смешанной) реальности может служить популярная игра Pokémon Go.

«Дополненная и виртуальная реальность – два родственных технологических направления, которые, тем не менее, нужно чётко разделять из-за особенностей восприятия информации пользователем, — рассказывает Алексей Лисовицкий, сооснователь и главный редактор блога об AR- и VR-технологиях Holographica.space. – В дополненной реальности обогащается реальное окружение человека, а виртуальная реальность заменяет его тем, что генерирует компьютер».

Первоначально VR и AR в коммерческих целях стали использовать в развлекательной индустрии: кино- и игровой. Однако вскоре возможности технологии оценили и другие представители бизнес-сообщества, в том числе ритейлеры.

По данным аналитической компании SuperData, рынок технологий виртуальной реальности к 2020 году вырастет более чем в 20 раз по сравнению с 2016 годом: с 1,8 млрд до 37,7 млрд долларов. Пока драйверами роста являются продажи VR-шлемов и очков, но уже в ближайшие годы рынок будет расти за счет продажи ПО и сервисов.

По информации пресс-службы федеральной сети «Позитроника», в 2017 году продажи VR-очков всех брендов выросли в 5 раз в штучном и в 2,5 в денежном выражении по отношению к 2016 году. В 2018 году компания планирует развивать направление аксессуаров для VR-устройств и продавать джойстики, чехлы и подобные товары.

«Дополненная и виртуальная реальности открывают необычайные перспективы по вовлечению пользователя во взаимодействие с брендом, вызывают эмоции и глубоко воздействуют на сознание и подсознание. Намного глубже, чем обычное видео или простые стенды, — продолжает Алексей Лисовицкий, Holographica.space. – Показывать товары в дополненной и виртуальной реальности – лучшее, что можно сделать для того, чтобы человек стал покупателем. Наглядность, интерактивность, ощущение, что товар уже у вас в руках, которое не хочется терять – это мощные драйверы принятия решений. Эффект присутствия помогает воздействовать на потребителя».

«AR и VR быстро вошли в нашу жизнь и не собираются из нее выходить, — комментирует Александр Лавров, соучредитель Всероссийской ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA). – Это третья волна пользовательского интерфейса после текстового и графического, которая позволяет интуитивно работать с естественным физическим пространством. Пути назад нет, все крупнейшие корпорации и государства осваивают данные технологии, инвестиции достигли миллиардов долларов. Чтобы не остаться позади и иметь явные конкурентные преимущества в ближайшем будущем, этим вопросом нужно заниматься уже сейчас».

Дополненная реальность в ритейле

Крупные западные сети начали активно использовать дополненную реальность в розничной торговле только в прошлом году.

В сентябре 2017 года свое AR-приложение представила шведская сеть «ИКЕА». Ikea Place помогает понять, как тот или иной предмет мебели будет смотреться в интерьере клиента. Для этого достаточно установить приложение на смартфон, отсканировать место будущего расположения мебели и выбрать товар в каталоге сети. Программа учитывает реальные размеры окружающих предметов и создает реалистичную картинку на экране смартфона.

Французский DIY-ритейлер Leroy Merlin выпустил приложение для iOs с использованием дополненной реальности в октябре 2017 года. Как и у Ikea, оно позволяет «примерить» декоративные товары, а также предметы мебели и технику в интерьере клиента.

Американская фирма MAC Cosmetics начала устанавливать в своих магазинах AR-стенды, которые работают как интерактивные зеркала. С их помощью покупательницы могут посмотреть, как та или иная декоративная косметика будет выглядеть на лице.

Успешных кейсов использования AR в российской рознице немного. В качестве примера одного из них можно привести акцию сети «Магнит» совместно с Walt Disney, приуроченную к выходу фильма «Изгой-один. Звёздные войны: Истории». Во время проведения акции покупатели могли сделать фото или записать видео с дополненной реальностью. Для этого нужно было навести смартфон со специальным приложением на иконки в торговых залах «Магнита» — рядом с ними появлялись персонажи Star Wars.

«Через мои руки прошло больше 20 жизнеспособных идей по дополненной реальности в ритейле, но они не были реализованы, – отмечает Александр Лавров, AVRA. – Рынок смотрит на технологию очень консервативно и ждет, когда будет наработан значительный опыт и не будет рисков. Кроме того, ряд брендов жаловался, что крупные сети просто продают полки и им не слишком интересно участвовать в таких мероприятиях».

О том, с какими сложностями сталкиваются ритейлеры в процессе внедрения приложений на основе AR, рассказывает Алексей Банников, генеральный директор ГК «Фотосклад.ру»:«Мы в «Фотоскладе» заинтересовались технологией после того, как увидели ее применение в реальных магазинах. Представьте себе: покупатель берет коробку с товаром и видит на экране своего смартфона в 3D-изображении, как выглядит все, что внутри. А если заглянуть глубже и исследовать другие возможности AR? Фототехника, которую мы продаем, достаточно сложна. Так родилась идея мобильного приложения с элементами дополненной реальности, которое мы разрабатываем прямо сейчас.

Расскажу о его функциях и тех идеях, которые, к сожалению, пришлось отбросить. По сути, это будет анализ того, что «может» и «не может» AR в e-commerce в настоящий момент. На первый взгляд, кажется, что дополненная реальность может практически все. Но уже в процессе мозгового штурма упираешься в осуществление: где-то не хватает технологии, где-то функция при более детальном разборе оказывается бесполезной.

Так отсеялась опция «узнать, что в коробке». Точнее, она трансформировалась в простое описание комплектации. Полный 3D-разбор устройства на детали мы отбросили из-за сложностей с интеллектуальными правами на технологии.

Слишком сложной оказалась возможность интерактивного поиска ближайшего сервиса на карте. Нам хотелось, чтобы приложение могло распознать модель любого гаджета, когда пользователь наводит на него камеру смартфона. Но для этого необходим собственный код, который производитель размещал бы на устройстве. И от этой идеи пришлось отказаться.

В итоге остановились на приложении, которое ориентировано на постпродажное обслуживание товаров. Даже сейчас, при возможности найти все советы и инструкции в интернете, пользователи продолжают задавать нам вопросы. Для этого им приходится обращаться через формы обратной связи, ждать ответов. А для нас это – потраченное рабочее время наших сотрудников. Мы задались целью облегчить жизнь и себе, и клиентам. И сосредоточились на главной функции – удаленно предоставлять пользователю советы и рекомендации по обслуживанию гаджета.

Клиент вводит в приложение модель устройства или сканирует QR-код, полученный при покупке. После этого на экране появляется 3D-модель устройства, где все интерактивно – можно открыть, посмотреть, разобрать. При нажатии на ту или иную точку, отображается, для чего какая кнопка, где какие настройки. Работает это как для корпуса, так и для функционала устройства».

Алексей Банников, генеральный директор ГК «Фотосклад.ру»

По словам спикера, с помощью приложения в компании рассчитывают повысить узнаваемость бренда и улучшить взаимодействие с клиентом: не только при покупке товара, но и дальше – при пользовании камерой или гаджетом. У приложения есть и маркетинговая функция: в нем будет реклама – рекомендации и предложение сопутствующих товаров.

«Чтобы технология прочно вошла в розничную торговлю, потребуется около 10 лет, – считает Камиль Калимуллин, генеральный директор компании Advantshop.– Пока производители особо не готовы делиться 3D-моделями, а продавцы не готовы инвестировать в проекты с использованием AR-технологий. Из-за этого у людей не может появиться потребительский опыт, чтобы на технологию появился запрос».

Более оптимистично настроена Инна Прошкина, директор по маркетингу IT-компании Bell Integrator: «Эксперты прогнозируют стремительный рост рынка дополненной реальности, с $2,4 млрд в 2016 году до $61 млрд к 2023 году. Технология очень быстро превращается из модного тренда в эффективный инструмент, позволяющий увеличить продажи и улучшить клиентский опыт взаимодействия с брендом».

По мнению эскперта, уже скоро AR войдет в жизнь каждого человека, как смартфон и интернет. Например, телеком-операторы, интегрировав функцию дополненной реальности в свои приложения, смогут предложить клиентам мультифункциональную платформу цифровых сервисов. Пользователи будут иметь всю необходимую им информацию в контексте их местонахождения и поля зрения. Они смогут быть частью «цифрового города» и смогут погрузиться в дополненную виртуальными объектами реальность не только через экраны смартфонов или планшетов, но и с помощью «умных» очков, которые через несколько лет станут повсеместны. А каждый рекламный носитель, будь то щит или листовка, с помощью дополненной реальности даст возможность тут же получить доступ к онлайн-каталогу и сделать покупку.

Виртуальная реальность в ритейле

Для стимулирования продаж VR активно используется в fashion-сегменте. Американский производитель туристической обуви Merrell к запуску новой модели ботинок разработал VR-аттракцион, с помощью которого покупатели могли попробовать себя в преодолении сложного горного перехода. Особую реалистичность придавали деревянные доски под ногами и веревочные перила.

А одежная сеть TopShop предложила клиентам очутиться в первых рядах на показе мод и посмотреть новую коллекцию. Сделать это можно было при помощи VR-очков.

Все больше продавцов одежды и обуви делают ставку на виртуальные примерочные. Весной 2017 года на London Fashion Week посетители могли «надеть» любые вещи из коллекций при помощи Microsoft HoloLens. Примерочная будущего сканировала их тело при помощи 64 DSLR-камер и перемещала в виртуальную реальность.

Гигант электронной коммерции Alibaba запустил платформу Buy+ для онлайн-покупок в виртуальной реальности. Клиент находится дома, но ощущает эффект присутствия в торговом центре. Для использования Buy+ достаточно смартфона и VR-очков.

Востребованы VR-технологии и в других сегментах рынка. Продовольственная сеть Lidl использует их для того, чтобы понять поведение целевых групп покупателей, а затем расположить товары наилучшим образом. Это намного проще и экономичнее, чем менять расположение витрин после открытия магазина.

Решение от компании Bell Integrator позволяет демонстрировать 3D-модели продуктов на виртуальных полках, предоставлять подробную информацию в виде мультимедийных инструкций, а также добавлять товары в корзину для онлайн-покупки. Это помогает продавать неограниченное физическим помещением количество товаров, дополняя торговые площади виртуальным пространством.

«Наша компания разработала игру для продвижения беспроводного пылесоса Bosch на российском рынке, — рассказывает Александр Ларионов, руководитель направления «Недвижимость и маркетинг» группы компаний VRTech. – К пылесосу были прикреплены датчики отслеживания. Таким образом, человек мог пылесосить в виртуальной реальности. Задача игры была в том, чтобы убрать как можно больше пыли за короткое время. VR-зоны с игрой размещались на презентации новой линейки продуктов Bosch и в торговых центрах.

Сейчас виртуальная реальность нужна ритейлу, в первую очередь, для маркетинга. С ее помощью можно помочь покупателю с выбором – показать, как товар будет выглядеть в интерьере, продемонстрировать возможности покупаемой вещи. И, кроме того, создать wow-эффект, привлечь внимание покупателя развлекательным форматом».

«Хотя VR-технологии пока не перебороли «болезнь новичка» и люди относятся к ним с осторожностью, потенциал в области онлайн-торговли у них есть, – комментирует Камиль Калимуллин, Advantshop. – Уже сейчас при продаже недвижимости через интернет часть фирм предлагает «походить» по смоделированной квартире в еще строящемся доме, «посмотреть» на вид из окна. Вполне может «зайти» применение виртуальной реальности в продаже мебели, одежды, обуви и аксессуаров».

«Виртуальная реальность также хорошо зарекомендовала себя в продажах автомобилей, – дополняет Алексей Лисовицкий, Holographica.space. – Покупатель может сесть в любой автомобиль нужной конфигурации и отправиться на нем в виртуальное путешествие».

Будущее AR- и VR-технологий

В марте 2018 года «Яндекс.Маркет» завершил конкурс на лучший стартап для ритейла. Два из трех призовых мест получили проекты, задействующие VR-технологии, что говорит о растущем интересе к ним со стороны российских продавцов.

Один из победителей, сервис TRY.FIT помогает подобрать обувь в магазинах, используя виртуальную примерку. Он сопоставляет 3D-модель обувной колодки с формой стопы клиента. Новшеством уже заинтересовалась сеть спортивных товаров «Декатлон».

Другой, под названием Sizolution, позволяет ритейлерам автоматически измерять одежду и делать выгрузку на сайт, а покупателям – смотреть, как будет сидеть на фигуре тот или иной размер.

«В ближайшем будущем нас ждет развитие виртуальной и дополненной реальности в ритейле, – уверен Александр Черняк, генеральный директор Seven Winds Studio. – Скоро покупатель, сидя дома на диване, сможет заказать необходимый товар, примерить и визуализировать его, проконсультироваться и получить рекомендации от виртуального помощника. Сначала это могут быть реальные продавцы-консультанты, а затем системы искусственного интеллекта. Однако пока ритейл не спешит идти в VR/AR, за исключением некоторых компаний. Но тот, кто быстрее и эффективнее закрепится в виртуальном пространстве, получит отличный бонус и перспективный канал сбыта».

«Однозначно появятся виртуальные магазины: AliExpress сейчас вкладывает огромные ресурсы в это направление, – соглашается Александр Лавров, AVRA. – Причем оно объединяется с виртуальными примерочными, параметризацией размеров и подобными технологиями. Цифровые помощники в дополненной реальности будут помогать с навигацией по магазину, искать информацию о товаре по изображению, развлекать покупателей. Многие акции получат развитие в AR и VR: нас ждут ожившие персонажи и прочие интересные вещи».

«Уже скоро ритейлеры будут использовать преимущества AR и VR для поддержки своего бизнеса в условиях роста популярности e-commerce, – говорит Денис Бочаров, менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services. – Эти изменения выгодны как покупателям, так и компаниям. Для последних преимущество заключается в экономии средств на аренде помещения, коммунальных расходах, а также оплате труда продавцов и консультантов. Потребители смогут самостоятельно протестировать продукты или получить помощь цифрового ассистента. В этом случае также будет задействована слабая форма ИИ, обрабатывающая данные о клиенте в режиме реального времени с целью создания персонального подхода».

«AR- и VR-технологии имеют хорошие перспективы в отечественном ритейле, – убежден Сергей Селин, замдиректора по работе с компаниями потребительского сектора KPMG в России и СНГ. – Они могут быть использованы для повышения скорости проектирования новых магазинов и снижения связанных с этим рисков, для улучшения покупательского опыта, для оптимизации работы грузчиков в залах и на складах. Уже сейчас технологические продукты российских и зарубежных компаний проходят пилотное тестирование в российских торговых сетях. Для их широкого внедрения потребуется общее повышение качества корпоративных данных, обоснование экономических преимуществ и благоприятные отклики целевой аудитории каждой сети».

«Перспективы технологии огромны, потому что дополненная и виртуальная реальность лягут в основу всей компьютерной визуализации следующего десятилетия, – считает Алексей Лисовицкий, Holographica.space. – Сейчас это кажется странным, но с большой вероятностью в ближайшие пару лет вы купите себе очки так же, как когда-то купили первый смартфон. К концу года виртуальная реальность должна резко выйти вперёд в области социальных сервисов. Всё благодаря Facebook, которая сделает социальность главной фишкой своих бюджетных очков Oculus Go. У этого устройства очень высокий потенциал, в том числе для коммерческого использования. Социальные сервисы дополненной реальности получат распространение в течение трёх-пяти лет. И для ритейла это будет новое поле действия, как Facebook в 2006 году».

Алена Яркова | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar