Дистрибьютор водки "Статус-групп", ставший лидером рынка в 2015 году, в разы увеличил выручку, обогнав "Синергию" и Roust. По данным базы "СПАРК-Интерфакс", выручка ООО "Статус-групп" в прошлом году выросла в 3,2 раза, до 40,7 млрд руб. с 12,8 млрд руб. в 2014 году (показатели за минусом акцизов). В 2013 году выручка "Статус-групп" составляла 11,6 млрд руб., а в 2012 году — 58,4 млн руб. Компания специализируется на поставках недорогой водки. В портфеле ее брендов — марки "Старая марка", Drova, "Пьятница", "Добрый медведь", "Высота" и другие. К концу 2015 года "Статус-групп", прежде малоизвестный игрок, стал абсолютным лидером на оптовом рынке водки с долей 18,4%, доля брендов компании в сетевом ритейле достигла 23%, сообщал РБК со ссылкой на данные компаний, основанные на мониторинге Nielsen.
Выручка алкогольного бизнеса "Синергии" (производитель водки Beluga, "Мягков" и "Беленькая") в 2015 году выросла на 6%, до 23,77 млрд руб. (общая выручка с учетом сегмента продуктов питания составила 30,7 млрд руб.). Отгрузки компании в натуральном выражении сократились на 10%. Председатель правления "Синергии" Александр Мечетин объяснял, что это падение было обусловлено общим снижением рынка на фоне сокращения покупательской способности населения в сочетании с сохраняющейся значительной долей нелегальной продукции.
Группа Roust Рустама Тарико (водочные бренды "Зеленая марка", "Журавли", "Парламент", "Талка", "Русский стандарт") в прошлом году сократила выручку в России на 43,4%, до $297,4 млн, сообщалось в отчете Roust (кроме продажи водки собственного производства компания также занимается импортом алкоголя на российский рынок). По среднему курсу ЦБ РФ за 2015 год выручка Roust составила около 18 млрд руб. В годовом отчете Roust объясняла, что падение ее продаж было обусловлено "атакой" "Статус-групп" в сегменте дешевой водки. "Статус-групп" продавала водку по предельно допустимой минимальной цене в 185 рублей, при которой рентабельность Roust была бы отрицательной. При этом компания делала это через "полулегальные" схемы по возмещению акцизов в нескольких регионах России, считает Roust. Рост доли "Статус-групп" привел к тому, что три ведущих производителя, включая Roust, резко сократили продажи водки в массовом сегменте. Roust также констатировала значительное влияние на свою EBITDA и объем продаж в России во втором полугодии.
В марте 2016 года "Статус-групп" начала испытывать давление со стороны российского правительства, в связи с чем Roust ожидает, что продажи водки в массовом сегменте могут восстановиться во второй половине 2016 года. "Ведомости" сообщали, что в феврале ФСБ и представители ФНС провели оперативные мероприятия в офисах "Статус-групп", нескольких оптовых поставщиков и на ликероводочных заводах (ЛВЗ) в Кабардино-Балкарии. На ЛВЗ разливалась водка под брендами "Росспиртпрома", заводы продавали ее местным оптовым кампаниям, а те — "Статус-групп". По данным "СПАРКа", владельцем ООО "Статус-групп" является кипрская Larekono Assets Ltd (46,4% долей она владеет напрямую, 32,14% — через ООО "Астарта" и 19,46% — через "Старт Капитал"). По данным РБК, владельцем является известный бизнесмен, не афиширующий свое отношение к компании. Три источника на алкогольном рынке говорили изданию, что за созданием "Статус-групп" стоит экс-совладелец "Металлоинвеста" Василий Анисимов.