Публикация плохой отчетности за 2010 год привела к тому, что рыночная капитализация Central European Distribution Corporation (CEDC, крупнейший производитель водки в России) по итогам прошлой недели упала на 44%. Теперь компания стоит дешевле $1 млрд — меньше, чем она заплатила за покупку своего основного российского актива ГК "Русский алкоголь" (ТМ "Зеленая марка", "Журавли").

То, что у CEDC не все гладко, стало понятно в ноябре 2010 года, когда компания раскрыла результаты за третий квартал. В этот период продажи компании упали на 15,8% — до $157,8 млн, а чистая прибыль более чем в три раза — до $8,5 млн. Неудачи CEDC объяснила снижением продаж, вызванных аномальной жарой в Восточной Европе, а также ростом цен на сырье. Глава компании Уильям Кэри назвал результаты разочаровывающими, но при этом высказал мнение, что "худшее уже позади".

Однако надежды господина Кэри не оправдались: как следует из отчетности компании по итогам 2010 года, CEDC получила убыток в $92,9 млн против прибыли в $72,7 млн годом ранее, а ее продажи составили $711 млн, хотя ранее компания прогнозировала их на уровне $730-780 млн. Говоря о "российских" причинах неудовлетворительных показателей, Уильям Кэри упомянул остановку крупнейшего завода в России из-за проблем с получением акцизных марок в пиковый период выпуска продукции к новогодним праздникам (по данным "Ъ", в ноябре 2010 года две недели не работал завод "Топаз" в Подмосковье).

1 марта в день публикации годовой отчетности CEDC акции компании подешевели более чем на треть, а по итогам всей недели — на 44%, с $22,85 до $12,79 за бумагу. Рыночная капитализация компании опустилась ниже $1 млрд — вчера на Варшавской бирже она составляла $900 млн. Это меньше, чем долг компании (на 31 декабря 2010 года он составлял $1,3 млрд) и тех средств, которые она потратила на сделки M&A в России. Только за 100% в ГК "Русский алкоголь" CEDC заплатила в 2008-2010 годах в общей сложности $1,053 млрд. Еще $379,3 млн компания потратила на покупку Copecresto Enterprises Ltd — владельца водки Parliament и завода в подмосковной Балашихе, около $350 млн ушли на покупку дистрибутора элитного алкоголя Whitehall и суперпремиальной водки Kauffman. Таким образом, общая сумма инвестиций CEDC в российские активы составила примерно $1,8 млрд.

По мнению Ивана Куща из "ВТБ Капитала" инвесторы сделали вывод, что проблемы CEDC обусловлены не влиянием внешних факторов, а собственными просчетами в ведении бизнеса в России, на которую, по собственным данным холдинга, приходится 65% продаж. "В четвертом квартале мы видели, что, стремясь увеличить объем продаж, компания снижала цены на свою продукцию в рознице, в результате чего ей не удалось заработать,— говорит господин Кущ.— Для инвесторов же важнее видеть хорошую рентабельность компании, чем то, насколько увеличится ее доля рынка". Менеджер крупной алкогольной компании вспоминает, что "Русский алкоголь" и раньше снижал стоимость своей продукции в рознице. "С мая по август прошлого года "Русский алкоголь" опускал цены среднем на 20% по портфелю",— рассказал собеседник "Ъ". Вице-президент по маркетингу "Винэксим" (водка "Путинка") Станислав Кауфман считает такую тактику ошибочный. "К акциям по снижению цены на продукцию периодически прибегают все производители, но не c такой частотой, как это делает CEDC",— говорит он.

Источник, близкий к CEDC, в числе прошлогодних трудностей, выпавших на долю компании, называет уход значительного числа российских сотрудников отдела продаж, которые перешли на работу в ОАО "Росспиртпром" вслед за бывшими топ-менеджерами "Русского алкоголя" Владимиром Ивановым и Вадимом Касьяновым. Кроме того, летом прошлого года "Русский алкоголь" потерял два крупных дистрибуторских контракта — с новосибирской "Септимой" и нижегородской "Гармонией".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments