По числу домашних питомцев Россия занимает второе место в мире, уступив первенство только Америке. Согласно статистике, в домах россиян живут в общей сложности 30 миллионов собак и 20 миллионов кошек. Если к тому же сосчитать всех  птиц, рыб, черепах и прочих братьев меньших, то получится, что на их содержание хозяева тратят ежегодно $1,8-2 млрд. Работы для зоомагазинов предостаточно и в Кирове. Алексей Вихарев, директор сети зоомагазинов «Акула», занимается бизнесом в этой сфере уже 11 лет. Он рассказал «Навигатору», когда продавать аквариумы было выгоднее, чем продукты, и почему в кризис повышается спрос на зоотовары.

Расскажите, почему вы решили заниматься именно зообизнесом?

— Более десяти лет назад я работал директором продуктового дома. Однажды решил осуществить свою мечту – заказал аквариум на 180 литров. Мне его доставили, а я самостоятельно занялся оформлением и запустил рыб. Тогда и появилась мысль, почему у нас в городе нет такого бизнеса, который брал бы на себя весь процесс от доставки заказа до профессионального оформления и обслуживaния. Ход мыслей сформировался, и параллельно основной работе я начал развивать другой бизнес. Это был 1998 год. Помню, когда мы арендовали площади в торговом центре, были практически одни на целом этаже. В самом начале ассортимент у нас не отличался большим разнообразием, продавали буквально 4 аквариума. И в этот момент произошел «черный четверг». Экономика рухнула, банкротились банки. Я был вынужден закрыть свой основной бизнес и все ресурсы направил на развитие зоомагазина.

Почему так получилось, что аквариумами было выгоднее заниматься, ведь зоотовары не относятся к разряду первой необходимости, в отличие от продуктов питания?

— Продуктовый магазин находился в Нововятске, и там на благосостоянии жителей кризис сказался моментально. У людей не хватало денег даже на хлеб, многие не могли позволить себе даже целую буханку, брали половину. Но кризис – это всегда палка о двух концах: когда одни находятся в яме, другие наживают состояние. Люди из второй категории и стали основной покупательской аудиторией в нашем салоне «Aквадизайн». Они могли себе позволить любые излишества, и в том числе покупку красивого аквариума. Тогда, конечно, было не так много зоомагазинов и не так велико было число конкурентов. Мы зарабатывали в одном магазине больше, чем сейчас в шести зоомагазинах. По сути, мы занимали пустующую нишу и хорошее место в городе. Ориентировались мы в основном на богатых клиентов. Но время менялось,  мы стали расширяться, и вскоре пришли к выводу, что необходимо привлекать более широкий спектр клиентов. Так мы стали переходить на новые форматы магазинов, расширили ассортимент.

Что параллельно происходило на рынке?

— Открывались новые магазины, расширялись и укрепляли свои позиции другие сети. В Кирове, кстати, зообизнес очень хорошо развит. Связано это в том числе и с существованием в нашем городе Сельхозакадемии, которая ежегодно выпускает специалистов в области ветеринарии. Понятно, что не многим хочется идти работать в колхозе, амбиции приводят молодых людей к мысли о предпринимательстве. Схема стандартная: студенты сначала пробуют работать в зоомагазине, и если понимают, что такое дело им нравится, открывают собственный бизнес. На сегодняшний день в Кирове насчитывается порядка 100 зоомагазинов – это много. Большее количество на один город встречается только в мегаполисах.

В некоторых источниках емкость кировского рынка зоомагазинов оценивают в 150 миллионов рублей. Эти цифры соответствуют реальности?

— Получается, что выручка одного зоомагазина в среднем составляет 1,5 млн в год. Такое возможно, хотя и с большой натяжкой. По грубым подсчетам, аудитория зоомагазинов в Кирове исчисляется в 100 тыс. человек, т.е. каждая вторая семья держит дома какое-либо животное.

Какие форматы зоомагазинов присутствуют в нашем городе, а какие не представлены вовсе?

— До сих пор нет очень крупных зоомагазинов, которые по масштабам можно сравнить с торговым центром «Метро», но заниматься проектом в таких масштабах в нашем регионе нецелесообразно. Это в Москве есть огромные магазины, где на полках представлены исключительно зоотовары. Ни одна федеральная сеть не пойдет к нам в Киров с подобным проектом, потому что прекрасно понимает: даже если они переманят 100% клиентуры зоомагазинов, все равно это будет невыгодно. В моем понимании, для нашего города более оптимально открывать зоомагазин площадью 100-120 кв.м, где представлен полный ассортимент. Сегодня покупателю выгодно предложить всего понемногу, и как можно дешевле. Средний чек покупок варьируется от 300 до 600 рублей. В Москве, к примеру, эта сумма на порядок выше: 3-5 тысяч рублей.

Какие животные можно считать самым популярным товаров в зоомагазине? И есть ли спрос на экзотику?

— Самым большим спросом пользуются  простые животные: хомяки, волнистые попугайчики и т.п., а вот на экзотику спрос существует только в форме интереса. Но до покупки дело доходит нечасто. Не обязательно держать таких животных в магазине, как правило, они привозятся под заказ. У нас уже была идея открыть магазин, специализированный на террариумной программе. Люди часто спрашивают о пауках, змеях, различных пресмыкающихся. Но поскольку подобных животных покупают крайне редко, мы решили, что пока рынок не созрел для подобного магазина.

А в чем проблема? Что останавливает покупателя?

— Помимо того, чтобы купить животное, нужно немало средств вложить в его содержание. Приведу в пример ящериц эублефар – они обитают во влажных лесах и питаются только двигающимися насекомыми. Такому животному необходимо создать тропические условия, а значит приобрести  специальный террариум и предложить пищу, которую они привыкли получать в природе. Никаким сухим кормом эублефара не накормишь, поэтому в доме нужно будет завести мини-ферму по разведению насекомых. Хозяин должен быть готов к тому, что в зоомагазине не всегда может оказаться корм такого рода в наличии, а животное требует регулярного приема пищи. Сама ящерица стоит 1,5 – 3 тысяч рублей в зависимости от вида, на ее содержание будет уходить примерно 500-600 рублей. На то, чтобы организовать для животного необходимые условия, потребуется вложить 10-15 тысяч рублей.

Какие перспективы есть у рынка зоомагазинов в нашем городе?

— Перспективы полностью зависят от благосостояния людей: чем больше покупатель сможет себе позволить, тем качественнее будут развиваться зоомагазины.  Правда, бывают и интересные исключения. Например, когда в 2008-2009 годах случился финансовый кризис, в зообизнесе мы наблюдали всплеск покупательской активности. Как говорили тогда: кризис не в кошельках, а в головах. Может быть, поэтому люди пытались привести мысли в порядок, справиться с паникой, и для этого покупали аквариумы и заводили мурлыкающего «успокоителя». Всплеск, правда, был не очень продолжительным. Как только люди поняли, что ситуация не опасна, активность ослабла.

Вам интересно было бы развивать свой бизнес в области или в других регионах?

— В  области уже есть представители зообизнеса, а поскольку рынок в районах небольшой, стремиться туда бессмысленно. Впрочем, и насчет других регионов мы пока не задумываемся. У нас был опыт, в 2003 году открывали шикарный магазин в Сыктывкаре, но через пять лет приняли решение его закрыть. По тем временам население в Сыктывкаре делилось всего на два класса: была «верхушка», которая жила другими масштабами, они спокойно могли улететь за покупками на самолете в Москву, или в Германию, а были те, кто не мог себе многого позволить. Тогда средний класс практически отсутствовал. Сейчас, возможно, все поменялось, но нам хватает работы и в нашем городе. Например, мы начали заниматься новым направлением – прудовыми программами. В настоящий момент мы сосредоточены на Кирове.

Справка

Алексей Вихарев, директор ООО «Зоофарм» (сеть зоомагазинов «Акула»)
Дата рождения 2.02.1971 г. Образование среднее. С 1998 г. — ведение собственного бизнеса. С 2002 г. — директор ООО «Зоофарм» (сеть зоомагазинов «Акула»). Хобби — горные лыжи.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments