По данным международной исследовательской организации Euromonitor International, российский рынок зоотоваров в 2016-м оценивается в 2 млрд долларов. И ежегодно он растет, несмотря на общую экономическую стагнацию, на 8-15%, в зависимости от региона.

В Омске ситуация меняется в лучшую сторону – игроки активно развивают специализированные каналы продаж: в городе появилось представительство петербургской компании PetShop, открылся VetMarkt. Кроме того, выросла доля продаж кормов для собак и кошек в неспециализированной розничной торговле. По оценкам ТД Шкуренко, официального представителя производителя кормов "МАРС" в Омске, в среднем ежегодно продажи товаров для домашних питомцев местных ритейлеров увеличиваются на 13–15%.

Рынок растет – животные меняют рацион

По словам Юлии Даниловой, владелицы сети "Зоогалерея", общий вес рынка продаж зоотоваров в Омске ежегодно увеличивается за счет новых владельцев, которые впервые заводят питомцев, а также держателей кошек и собак, которые с течением времени переводят питомцев с домашнего рациона на профессиональные корма. Корма для собак и кошек генерируют большую часть продаж зоотоваров как в натуральном, так и в денежном выражении. При этом корма для кошек  занимают около 59%, корма для собак – 28%, сопутствующие товары – 10%. При этом крупных собак становится все меньше – их сложнее и дороже прокормить, а доля кошачьего присутствия растет. Уже не менее 15–20% владельцев домашних питомцев отдают предпочтение мелким домашним животным: грызунам, кроликам, куньим и др., которые хорошо чувствуют себя в городских квартирах. И по мнению ведущих экспертов зоорынка, рост популярности этих групп растет. В среднем ежемесячно среднестатистическая омская семья тратит на своего питомца от 1000 до 10 000 рублей в месяц. Большую роль в формировании расходов играет порода, состояние здоровья, доходы семьи.

Тенденцию подтверждает владелец сети "Низкоцен" Виктор Шкуренко:

– Если год-два назад в Омской области, где, казалось бы, люди кормят питомцев домашней едой, доля продаж кормов составляла 0,8% от всего объема, сегодня мы видим ее рост до 1,2%. Сегмент кормов для животных развивается сегодня динамичнее всех остальных.

В структуре неспециализированной торговли доля кормов для кошек и собак составляет до 70%.

– В этом году мы добавили полочного пространства под зоотовары. В среднем это 18 метров и около 2% от общей площади полок в наших магазинах, — прокомментировала Ирина Кропотина, коммерческий директор сети "Низкоцен".

Всего в ассортименте омского супермаркета в среднем насчитывается до 250 различных позиций, 210 из них отводится под корма. В нижнем ценовом сегменте совершается до 35% покупок корма для животного, в среднем – около 40%, в премиум-классе – не выше 20%.

– Образованность людей растет, они понимают, что выгоднее кормить питомца современным кормом, который содержит все необходимые минералы и питательные вещества, это продлит жизнь животному, избавит его владельца от лишних походов к ветеринару. Поэтому люди стали отказываться не только от кормления питомцев домашней пищей, все меньше в специализированные магазины идут за дешевыми кормами, переключая внимание на еду высокого ценового сегмента. Так, популярность в последнее время набирают корма-холистики, – рассказала Юлия Данилова.

– Потребитель переключается на специализированные и премиальные корма, потому что они полностью перекрывают потребности питомца, они меньше болеют и не подвержены аллергии при таком рационе, – пояснил владелец ТД Шкуренко.

Отчасти не согласилась с таким мнением генеральный директор оптово-розничной компании ООО "Зоо-Маркт" Наталья Дедова:

– Люди стали настолько ленивы, что не готовы тратить время на приготовление еды для домашних животных. И это веяние только усиливается.

Негибкий ассортимент и жесткая ценовая конкуренция

Несмотря на широкий ассортимент зооотделов в ритейле (250-300 позиций товаров) и специализированных торговых точек, где ассортиментное разнообразие колеблется от 1000 до 2000 товарных наименований, список производителей и, соответственно, ассортимента, конечно. В связи с этим на рынке основным конкурентным преимуществом является все же цена. Дистрибьюторы и оптовики, пользуясь этим, сегодня заходят на омский рынок очень жестко: зачастую в период раскрутки покупателю предлагают розничную цену на товар, сравнимую со стоимостью закупа.

– Омский рынок зоотоваров периодически пытаются перехватить поставщики из других регионов – Новосибирска, Барнаула. В Новосибирске есть несколько крупных фирм, которые еженедельно делают поставки зоотоваров, серьезно сбивают цены. Конкуренция сегодня очень сильная, — пояснила  Наталья Дедова.

– Конкуренция постоянно растет. Открывается много мелких разрозненных точек. Плюс заходят на рынок иногородние игроки, у которых низкие цены. В Омске раньше ценовая политика у всех была на уровне. Продажи упали достаточно серьезно. Многие покупатели, особенно те, кто привык покупать большой объем корма, ушли в интернет-магазины, где бонусом дается бесплатная доставка, — дополнила Юлия Данилова.

Наиболее подвержены негативному влиянию конкурентов мелкие торговые точки владельцев ИП и ЧП – наибольшее количество ротаций специалисты отмечают в этом сегменте в последние два–три года. Ведь их ассортимент на 80% составляют корма и наполнители для лотков, торговая накрутка на которые не превышает трети от закупочной стоимости. Сопутствующие товары и особенно "экзотические" позиции, вроде зубных паст и щеток, для оптовой торговли не подходят, поэтому предприниматели стараются заказывать такой ассортимент в крупных федеральных компаниях.

– Наш ассортимент сформирован из заказов в иногородних компаниях, потому что покупать эксклюзивные и единичные товары в Омске невыгодно, дорого и выбор небольшой, — добавила Юлия Данилова.

Преимущественную часть потребления животных кормов обеспечивают заводы иностранных компаний на территории РФ и российские производители. Главными поставщиками омского рынка кормов для животных являются такие производители, как "МАРС" (категория кормов для домашних животных составляет более 40% всех мировых продаж и 75% на местном рынке. Торговые марки Whiskas, KiteKat, Pedigree, Perfect Fit, Chappi, Sheba, Cezar, Royal Canin, Denta Stix) и "Пурина" (торговые марки Purina One, Proplan, Darling, Friskies, Felix). Сразу за лидерами следуют частные торговые марки ритейлеров. В Омске – это наполнители и корма из близлежащих регионов – Барнаула, Новосибирска, Екатеринбурга.

– Лидерство компании "МАРС" неслучайно. Производитель не одно десятилетие предлагает самую широкую линейку – это разные бренды от эконом-до премиум- сегмента, а также специальные корма для щенков и взрослых собак, котят и взрослых кошек, лакомства, – пояснил г-н Шкуренко.

При этом "Пурина" вообще отказывается от розничных каналов продаж через ИП и социальные рынки, предпочитая оптовую торговлю и каналы самообслуживания. Такой подход сформировал поток продаж на местном рынке на уровне 75% через современную розницу и 25% всех зоотоваров через специализированные магазины. Существуют и, напротив, эксклюзивные дистрибьюторы, которые формируют каналы розничных продаж, обходя вниманием омских оптовиков.

– Тенденция такова, что какое-то время наибольшим спросом пользуется один корм, затем на пике популярности – другой, но крупные производители всегда работают над ассортиментом, добавляя новые, актуальные позиции и выводя устаревшие рационы из продаж, — объяснила Наталья Петровна.

Львиную часть омских мелких предпринимателей обеспечивает товарами оптово-розничный "Зоо-Маркт". По словам Натальи Дедовой, до 80% продаж приходится на оптовое направление. Остальные 20% занимает собственная розница компании.

– Розница уходит потому, что отделы в супермаркетах все больше наращивают ассортимент. За одно посещение здесь можно купить сразу все для своего питомца – корм, наполнитель, чашку, ошейник, одежду, различные лакомства, — пояснила Наталья Дедова.

– Чтобы получать весомую прибыль от торговли в мелких точках, необходимо иметь очень разветвленную сеть по всему городу, – констатировала Данилова. – Поэтому специализированной рознице интереснее торговать эксклюзивными и более дорогими вещами – одеждой и обувью для собак, средствами для ухода.

Но с приходом федеральных игроков и здесь становится сложнее. Зашедший в конце прошлого года федеральный Petshop предлагает более 20 000 наименований через магазин-склад, или через самый крупный в России интернет-канал Petshop.ru.

– В регионах мы доставляем до двери при заказе всего от 499 рублей, сама доставка является очень быстрой — на следующий день в удобное для клиента время — за счет годами прорабатываемых логистики и сервиса, – прокомментировала директор омского филиала Petshop Наталия Лапшина.

Помимо логистики, в компании уделяют усиленное внимание клиенту – квалифицированное консультирование по всем возникающим вопросам, быстро реагируют на статус заказа и наличие товара. Также Petshop.ru имеет эксклюзивные договоренности и скидки от ключевых производителей.

– Благополучно живут сегодня на омском рынке специализированные точки торговли, сделавшие ставку на обслуживание и продажу товаров для собак, или, скажем, аквариумистику. Хотя им приходится держать в штате узких и высокопрофессиональных специалистов, но это та роскошь, которую как раз не могут себе позволить крупные федералы, – добавила г-жа Дедова.

Не исключают эксперты из списка успешных форматов "все в одном", когда магазин соседствует с веткабинетом, салоном-парикмахерской для животных. Но продажа тех же вакцин в России лицензируется, и это уже усложняет путь многих предпринимателей к коммерческому успеху. По словам гендиректора оптово-розничной зоокомпании, количество более крупных и сетевых магазинов со стандартным перечнем ассортимента на местном рынке сведено к минимуму.

– Я давно подыскиваю торговую площадь на Левом берегу, но арендная плата останавливает. Чтобы держать полноценный магазин с хорошим ассортиментом площадью 200–250 кв. м, необходимо ежемесячно тратить около 300 000 рублей на аренду и коммунальные платежи. А зоотовары не пользуются у омичей таким спросом, как продукты, — заключила Наталья Петровна.

– Мы периодически запускали розничные магазины в различных частях города – на Мира, на Иркутской, но быстро сворачивали торговлю из-за низкой рентабельности или убыточности. Остановились сегодня на двух магазинах по Богдана Хмельницкого и ул. Химиков. В этих точках зоомагазины располагались всегда. По моим наблюдениям, как раз те зоомагазины, которые открылись еще в 90-е в Омске, живут до сих пор, возможно, благодаря отлаженным покупательским потокам, – добавила владелица "Зоогалереи". –Но и у них в распоряжении не больше одной-двух торговых площадей. Роста нет.

Открывать магазины, по мнению игроков, имеет смысл только в многолюдных и хорошо проходимых местах. А наполнение такой торговой точки, по оценкам специалистов, оценивается еще в 1-1,2 млн рублей.

– Омский рынок зоотоваров развит, мягко говоря, слабо. В основном это маленькие зоомагазины, по большей части, зарегистрированные в статусе индивидуальных предпринимателей, или же магазины при ветеринарных клиниках. Их ассортимент, как правило, невелик, укладывается в стандартный набор брендов и продукции эконом- или суперпремиум-сегмента, ценовая политика негибкая. Омичи в основной своей массе не привыкли пользоваться интернет-доставкой, видимо, из-за отсутствия выгодных и удобных предложений. Многие покупают зоотовары в сетевых продуктовых магазинах, где выбор еще более скуден, а качество продаваемых там кормов не всегда радует, – заключила Наталия Лапшина.

Так, число зоомагазинов, имеющих интернет-магазины, составляет всего лишь 13%. Тем не менее почти каждый третий приобретал или приобретает зоотовары в интернет-магазинах. В целом Petshop.ru стремится к омниканальности — чтобы клиент совершал покупку, как ему удобно, — в офлайне или онлайне. По собственным оценкам, компания лидирует в своей отрасли в Санкт-Петербурге и Москве, в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, в Казани и Ростове.

– Ассортимент в СФО зоотоваров несколько отличается от того, что продают в Москве и Санкт-Петербурге. Там пользуются спросом товары других производителей, и связано это в первую очередь с логистикой и налаженными каналами сбыта крупных компаний, – пояснила Наталья Дедова.

Среди наиболее популярных наполнителей для лотков в Омске Наталья Петровна отметила таких производителей, как "Сибирская кошка" (Новосибирск), "Браво" (Екатеринбург), "Питомец" (Барнаул), "Лаки кэт" (Новосибирск), которые предлагают весь возможный спектр наполнителей – силикат-гель, комок, стружки и т. д.

Сезонный и импульсный факторы

Наибольший средний чек покупателя зоомагазина – при первом посещении торговой. При покупке домашнего животного он приобретает не только корм и наполнитель для лотка, но и сопутствующие товары, и даже одежду.

– Когда семья приходит в магазин с котенком, они готовы купить для него все, что только можно, — рассказала Наталья Дедова.

А после начинают считать свои расходы. Так, в летний период специалисты констатируют падение спроса на наполнители – животных чаще берут с собой на природу и на прогулки. Зато вырастают продажи ошейников с пропиткой от паразитов, противопаразитарных вакцин, капель и т. д. Спрос на такие товары актуален с апреля по октябрь.

– Корма для собак у нас лучше продаются в летний период. Также наблюдаем всплеск в предновогодний период, – отметила Ирина Кропотина.

В остальное время года статистика зооритейла такова: 47% продаж составляют сухие корма, еще 35% – влажные, 2,5% покупателей приобретают лакомства и 15% – игрушки и средства по уходу.

Прогнозы

По прогнозам Euromonitor International, в 2021 году глобальный рынок зоотоваров составит 117 млрд долларов. Корма для кошек и собак продолжат занимать большую долю на рынке – 70%, популяция домашних животных будет расти. Рост российского рынка зоотоваров будет зависеть от экономической ситуации в стране. Благосостояние потребителей продолжит улучшаться, что повлечет за собой рост премиального сегмента зоотоваров. Увеличение доли домохозяйств с одним членом семьи будет способствовать росту популярности домашних животных, в том числе собак мелких пород. Одним из трендов станет воспроизведение вкусовых привычек людей на рынке кормов для животных (натуральность, сырые продукты). В связи с  ростом числа животных с избыточным весом вырастет потребность в функциональных продуктах, но рынок лакомств будет расти. Особую популярность приобретут гаджеты и инновации в сопутствующих товарах. Канал онлайн-продаж, который активно развивается сегодня по всему миру, все же станет ключевым.

С мировыми трендами омские специалисты согласны частично. По прогнозам Натальи Дедовой, федеральные игроки в ближайшие 5–7 лет все же будут активно формировать собственные каналы продаж, пытаясь убрать с рынка омских оптовиков. И розницу, а также цены и спрос они будут формировать за счет оптовой "диктатуры".

– В этом году мы увидим также рост продаж кормов для животных на 8,5-10%. Это несколько ниже, чем прирост предыдущих лет, но замедление связано с общим падением спроса потребителя, – заключил Виктор Шкуренко.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
wpDiscuz