Столичным игрокам ювелирного рынка придется потесниться — самарская сеть «Наше золото» начинает экспансию в Москву и Московскую область. Первый салон ритейлера площадью 45 кв.м откроется в октябре в мытищинском ТЦ «Июнь», сообщил в рамках саммита Retail Business Russia 2012 Вадим Боков, генеральный директор «Нашего золота». По словам топ-менеджера, в ближайшие три года сеть в столице и области будет расширена до 30 салонов. Сейчас 77 магазинов «Наше золото» работают в Поволжье, Оренбургской области, Удмуртии, Башкортостане, Татарстане, Чувашии, Республике Марий-Эл, Уральском округе, Краснодарском крае.
Инвестиции в открытие одной торговой точки составляют порядка 15 млн руб., включая товарный запас. Как сообщил Retailer.RU Вадим Боков, в развитие ритейлер направляет только собственные средства. В 2011 г. выручка сети составила более 1 млрд руб.
В планах компании увеличить число салонов до конца 2012 г. до 85, конца 2013 г. — до 100, до конца 2014 г. — до 120, а 2015 г. ритейлер намерен завершить со 150 магазинами.
Помимо салонов «Наше золото» с октября 2011 г. ритейлер развивает магазины другого формата под названием Fab. Три торговые точки уже работают, новый скоро откроется в сочинском «МореМолле». «В Fab мы ориентируемся на молодежь и предлагаем по большей части белое золото, — сообщил Вадим Боков. — Средний чек, конечно, здесь не совсем молодежный — 12000 — 15000 руб., но изделия здесь более современные, нежели в «Нашем золоте», где больше классики». Средний чек в салонах «Наше золото» составляет порядка 5000 — 6000 руб.
По оценке «Московского ювелирного завода» (МЮЗ), развивающего одноименную сеть магазинов, объем продаж самых крупных ювелирных сетей в России (порядка 10-11, среди которых «Адамас», 585, Sunlight и проч.) составил 30-35 млрд руб. При этом, рассказал Илья Адамский, коммерческий директор МЮЗ, эти ритейлеры имеют 15-20% в доле ювелирного рынка.
В целом игроки ювелирного рынка, особенно региональные сети, слабо оценивают выживаемость своего сегмента в последние годы. «Есть федеральные сети, которые очень хорошо развиваются и взвинчивают арендные ставки, и есть локальные игроки, которые в этих условиях начинают игру на снижение цен, проводят рекламные акции, к которым уже привыкли покупатели, и если их не проводить, то падают продажи, и проч., — прокомментировал Вадим Боков. — Это все приводит к падению рентабельности нашего бизнеса. Конечно, локальные сети лучше знают свои города и регионы, ориентируются в спросе, формируют ассортимент, но даже при этом перспектива развития ювелирного рынка не представляется радужной».
По мнению топ-менеджера, слабые операторы могут скоро начать выходить из бизнеса. «Даже в праздники все меньше покупок совершаются в ювелирных магазинах, чем в салонах сотовой связи», — прокомментировал Вадим Боков.
Учитывая ситуацию, более крупные ритейлеры готовы приобретать небольшие сети. Например, о готовности к M&A-сделкам заявила ювелирная сеть «Адамас». Сейчас ритейлер рассматривает несколько вариантов приобретения как отдельных ювелирных магазинов, так и небольших сетей.
Среди других причин дисбаланса российского ювелирного рынка Илья Адамский называет молодость сетей (5 из 11 крупнейших работают с 2007г.), зрелость независимой розницы, отсутствие качественных площадей и прозрачности рынка, а также высокую долю серого импорта.
«В связи с этим скажу, что скоро на ювелирном рынке действующим игрокам придется делить покупателя с онлайн-ритейлерами, которые станут им активными конкурентами. Возможно, произойдет перераспределение спроса в пользу интернет-покупок», — резюмировал специалист.