Ателье и магазин с вывеской Codognato — это такая же, в высоком смысле, бытовая достопримечательность Венеции, как кафе Florian. Напомним, что Florian, что в одной из галерей Сан-Марко, гордо несет знамя самой старой европейской кофейни: три золоченных зала принимают посетителей с 1720 года. Здесь не переставали пить кофе и слушать скрипки даже тогда, когда город святого Марка был занят австрийцами.

Codognato — самая старая из ныне живущих венецианская ювелирная марка, она была основана в 1866 году Симеоно Кодоньято, с тех самых пор адрес ее не менялся. Это переулочек, выходящий из Сан-Марко, если вы движетесь по направлению к Риальто. Нынешний ее владелец, ювелир, глава дела, правнук Симеоне,— седобородый Атиллио Кодоньято, рассказал нам, что ему неоднократно предлагали продать этот крохотный бизнес. Будь сеньор Кодоньято, например, жителем Флоренции или Милана, скорее всего, он бы продал свое дельце. Да, зачем же мучиться в конкурентном мире жестоких могущественных корпораций luxury goods?

Однако много ли нужно истинному венецианцу? Была бы только в городе низкая вода, чтобы не затопило, как это было в ноябре 1966-го. Тогда aqua alta поднялась столь высоко, что залила не только Сан-Марко, но еще и первые этажи всех ее магазинов. "В лавку невозможно было попасть! В холодной воде плавали бумаги, рисунки, деньги. Многое пропало навсегда, так и не удалось спасти! Более всего мы жалели об эскизах",— вспоминает Атиллио Кодоньято. Однако фортуна благоволила к этому блистательному делу: марку "делали" клиенты. Среди них — Огюст Ренуар, Эдуард Мане, Жан Кокто, значительно позже в золотые списки попали Орсон Уэллс, Сильвана Мангано, Грейс Келли, Мария Феликс, Энди Уорхол, Джеки Кеннеди. Одно из известных украшений госпожи Кеннеди работы Codognato — миниатюрный мавритенок с головой из эбенового дерева, с шапочкой из золота, украшенной бирюзой и бриллиантами старой огранки. Такие маленькие, не больше спичечного коробка мавры (чаще всего это броши, хотя иногда миниатюрная скульптура становится и частью колье) — одни из фирменных вещей Codognato. К маврам примыкают подслеповатые камеи, томные кресты, горгульи, химеры, мухи, пауки, черепа с костями, маски. Все украшения выполнены из патинированного золота, с бриллиантами, витражными вставками, с жемчугом, изумрудами, рубинами, полудрагоценными или даже вовсе поделочными камнями.

Стиль Codognato (а он никогда не менялся) крайне редко встречается в наши бурные коммерческие времена. Это археологический стиль. Это стиль-воспоминание, и одновременно стиль-реставрация: он вошел в моду в Европе как раз в середине XIX века, когда родилась марка. Археологический стиль, с одной стороны, был следом великого романтизма, обращавшего тщательное, трепетное внимание на ушедшие эпохи, например, Средневековья. С другой стороны, археологический стиль был тесно связан с популярным в те годы позитивизмом, идеологическим, философским направлением. Позитивизм учил тому, что все в мире можно познать, довольно будет научно подойти к вопросу. Так и в отношении драгоценностей: в середине XIX века ювелиры становились музейщиками, реставраторами. Они или же действительно восстанавливали исторические украшения, или изготовляли их точнейшие копии.

Конечно, ювелиры Codognato принимали участие в знаменитых венецианских художественных сессиях: например, в первой биеннале, которая прошла в 1895 году. Или же в первых кинофестивалях. "Я тогда еще не родился, это ведь было в 1932-м, а я родился в 1938-м, но мой отец Марио, внук Симеоне Кодоньято, рассказывал, какой же это был огромный праздник для нашего города! Кинофестиваль, для мероприятий которого многие звезды взяли напрокат наши драгоценности!" — говорит Аттилио Кодоньято.

И наконец, стоит сказать о двух особенных клиентах Codognato. Первую звали Габриэль Шанель, и она любила эти толстые золотые браслеты со вставками, массивные кольца, камеи, оправленные в золотые овальные рамки. Будучи в Венеции, Шанель всегда навещала ателье на Сан-Марко — в сопровождении Сергея Дягилева или же в компании с Мисей Серт. Второй клиент — это Лукино Висконти. Некоторые интерьеры для "Смерти Венеции" Висконти снимал именно в салоне магазина, что на первом этаже. Золото потерянного, утраченного времени, мифическое барокко, пряные украшения-тени, исчезающие, невероятные. Лучшее, что можно привезти из Венеции драгоценной, ювелирной: это вещица Codognato, и ничего другого.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments