Несмотря на изобилие торговых центров в Казани, говорить о перенасыщенности горда торговыми площадями рано, считает Софья Трофимова, управляющая торговым центром МЕГА Казань. Почему крупнейший ТЦ Казани спонсирует установку светофоров, кто является его "якорями", почему "Бэхетле" опередил "Ашан" —  ответы на эти и многие другие вопросы Софья Трофимова дала в ходе интернет-конференции "БИЗНЕС Online".

 

Никто из крупных арендаторов "Мегу" в кризис не покинул

— Софья, ваш торговый центр популярен среди жителей Казани. Можете ли в цифрах проиллюстрировать его посещаемость горожанами? Как за последние годы изменилось количество посетителей?

— Около 8 миллионов человек было в 2006 году. В 2009 году уже 11 миллионов 260 тысяч. Динамика налицо. Календарный год еще не закончился, я думаю, что мы превысим прошлогодний результат.

— Как МЕГА в Казани пережила кризис?

— Наши показатели во многом зависят от показателей наших арендаторов, которые чувствовали себя по-разному. Сильные арендаторы усилили свои позиции, более слабые или сократили свое присутствие на рынке, или вовсе его покинули. Сейчас в торговом центре достаточно благоприятная ситуация.

В ИКЕА говорят, что кризис — это время возможностей, он показывает, что можно сделать и чего достичь. Наша компания всегда ориентирована на бережливость и особое отношение к располагаемым финансовым средствам.

— Кто в вашем торговом центре считается якорным арендатором?

— ИКЕА, уникальный якорный арендатор. Сегмент do it yourself (DIY) — “сделай сам” – представлен супермаркетом ОБИ, продуктовый сегмент компанией "Бэхетле". Есть другие крупные игроки, например, М.видео, Детский мир, Lady&Gentleman City. Ну и нельзя забывать про Zara и Bershka. Все это те брэнды, которые привлекают посетителей.

— Поменялся ли кто-то из крупных арендаторов за время кризиса?

— Нет. Еще в 2007 году принял решение уйти с рынка "Рамстор", после чего с предложением о сотрудничестве вышла компания "Бэхетле" и выиграла тендер. С тех пор наше сотрудничество считаю достаточно успешным. Это уникальная сеть.

— Как менялись арендные ставки за последние два кризисных года?

— Арендная ставка варьируется от величины магазина, месторасположения, размера, представленного бренда. Соответственно, говорить о тенденциях развития арендных ставок невозможно в связи с их абсолютной разностью для каждого отдельно взятого арендатора.

— Сейчас у вас есть свободные площади?

— Около 85 процентов активных торговых площадей в МЕГЕ Казань занято и сейчас мы ожидаем прихода новых известных брэндов.

На Западе торговые центры выбирают из трех тысяч международных брэндов. В России из них представлена только треть, да и то в Москве. Мы заинтересованы в присутствии в нашем торговом центре уникальных брэндов. Иногда нами принимается тактическое решение оставить вакантным помещение, потому что когда-то этот международный брэнд примет решение выходить в регион, и мы сможем предоставить ему хорошие площади. В России сейчас функционирующих 12 торговых центров МЕГА, которые мы и предлагаем арендаторам, исходя из сегментации, потребностей рынка.

— Каков был размер инвестиций в проект в Казани?

— Мы предпочитаем не раскрывать размер инвестиций.

Вообще, это один из уникальных случаев, когда МЕГА достраивалась уже к существующему магазину ИКЕА.  Хотя как правило МЕГА — это одновременно возводимый комплекс, где ИКЕА является якорным арендатором.

— Раскройте экономические показатели МЕГА Казань, в частности, выручку, прибыль? Какие и сколько налогов ИКЕА платит в Казани? (Экономист).

— Мы являемся частной компанией, и поэтому оставляем за собой право не говорить о цифрах.

Могу сказать, что вопросы экономической эффективности в концерне рассматриваются комплексно, включая все 12 проектов в России. Мы не МЕГА Казань – самостоятельная единица, мы часть огромной сети. Поэтому трудно отвечать на вопросы из серии "Окупилась ли ваша МЕГА?". Единственное, что я могу сказать: мы довольны результатом в Казани.

Каждый десятый посетитель приезжает в "Мегу" из другого города

— Как вы относитесь к строительству нового ТЦ "Южный" с размещением таких международных "якорей" как Ашан и МедиаМаркт? Не боитесь, что новый ТЦ оттянет на себя часть посетителей? И похожий вопрос от другого нашего читателя, представившегося Владимиром – будут ли в ответ какие-либо акции или нестандартные ходы?

— Мы внимательно просматриваем проекты – как существующие на данный момент в Казани, так и новые, анализируем их. Я считаю, что рынок Казани достаточен для всех, в том числе международных сетей типа АШАН и МедиаМаркт. Поэтому "боитесь" это совсем не то слово, которое можно использовать. Я вообще удивлена подобным вопросом.

— Но, тем не менее, какую-то долю потребителя они у вас заберут.

— Я даже где-то слышала высказывания, что "Южный убьет вас". Рынок сейчас не насыщен, он растет. Да, МедиаМаркт — это международный брэнд. Но мы тоже представляем международные брэнды. Естественно, мы планируем, думаем над определенными маркетинговыми ходами. Мы желаем им всем успеха и считаем, что МЕГА будет развиваться еще сильнее и увереннее.

— Сегодня в МЕГЕ расположен один из крупнейших мировых DIY-операторов ОБИ. На ваш взгляд, как чувствует себя этот сегмент торговли? Каков его потенциал? Как оцениваете выход на рынок Казани нового игрока в этом сегменте компании "Максидом"? Также, как известно, оператор МЕГА компания ИКЕА, один из крупнейший игроков на рынке мебели? Что произошло с этим сегментом рынка в кризис? Что происходит сейчас (Юсупов Салават)

— Являясь представителем компании, которая сдает в аренду торговые площади, мы не берем на себя смелость комментировать рынок как таковой в том сегменте, где мы занимаем определенную нишу. Да, оператор "Максидом" вышел на казанский рынок. И мы считаем, что конкуренция это всегда хорошо: это оздоровление рынка, выгодные цены, это более качественные услуги.

Надо внести ясность о подразделениях группы компании ИКЕА в России. В России наша компания реализует несколько направлений своей деятельности. И две из них представлены в Казани: розничная сеть —  магазин ИКЕА, в котором продается мебель и товары для дома, и девелопмент – сеть торговых центров МЕГА. Мы управляем торговыми центрами. Соответственно, вопросы о магазине ИКЕА мы сегодня прокомментируем, но в рамках возможного. Хотелось бы, чтобы казанцы понимали разницу. Если мы говорим о торговом центре МЕГА, то эти вопросы ко мне.

— Могут ли республиканские предприятия производить мебель необходимого качества, чтобы попасть в вашу сеть? С кем из товаропроизводителей Республики Татарстан вы сотрудничаете? (Айгуль Бабаева)

— Расширением сотрудничества с поставщиками из различных регионов России у нас занимается специальный отдел в Москве — департамент снабжения. Информация о том, как с ними можно связаться, есть на нашем сайте. К сожалению, информация о нынешних наших партнерах и существующих поставщиках – это закрытые данные.

— Торговые центры подобно вашему открываются в городах с населением не ниже миллиона или в менее крупных городах тоже?

— Вообще, стратегия развития компании в России определяется нашим советом директоров. Пока стратегия была именно такой — города-миллионники, и все наши открытия были связаны непосредственно с ними.

 — Как Вы считаете, есть ли перспектива развития семейных торговых центров в городах с населением от 150 тысяч человек? Например, в Зеленодольске? (Галеев Дамир)

— МЕГА – это суперрегиональный торговый центр. Если брать классификацию ассоциации международных торговых центров, то целевая аудитория торгового центра не должна ограничивается одним городом. В данном случае, Зеленодольск очень близко расположен к Казани. У нас около 10-12 процентов посетителей из других городов и даже республик. Результат нашей последней кампании "Жизнь в шоколаде" показал, что первое и третье место заняли покупатели из Чебоксар и из Алексеевского района Татарстана.

— Где расположены ближайшие торговые центры?

— Вскоре открываются в Уфе и Самаре. Пока ближайший из действующих в Нижнем Новгороде.

— Он раньше открылся, чем в Казани?

— Нет. В Казани открытие состоялось в 2005 году, и это был первый региональный проект после Москвы. Даже московская "Белая Дача" и центры в Питере – все эти проекты были после нас.

В Казани нет людей, которые бы не знали "Мегу"

— Для России это уникальный случай, когда локальная компания, Бэхетле, является якорным арендатором в МЕГЕ или в других регионах есть подобное?

— Да, Бэхетле представлен только в казанской МЕГЕ. Но компания "Бэхетле" сейчас уже не просто локальная сеть — она присутствует в Москве, и ее можно считать федеральной сетью.

— Кстати, вопрос на эту тему задает читатель Камиль. Почему в качестве якорного продуктового оператора не был выбран АШАН?

— В 2005 году АШАН осознанно принял решение не выходить в регионы так рано. Они начали свою экспансию позже.

— Существует ли формат ТЦ МЕГА в других странах, кроме России? Кто его создатель? Назовите его сильные и слабые стороны? (Аркадий)

— Семейный торговый центр МЕГА – это инвестиционный проект компании ИКЕА только в России. МЕГИ, принадлежащей ИКЕА, в других странах нет.

Идея создания торговых центров рядом с магазином ИКЕА принадлежит основателю компании ИКЕА Ингвару Кампраду, который наблюдал поведенческие особенности покупателей в западных странах и понял, как необходимо иметь вокруг ИКЕА рынок других товаров. Отчасти эта идея была спонтанной, затем она структурировалась в концепт. У нас есть европейские подразделения ИКЕА, есть торговые центры, которые называются не МЕГА, по-другому, но, тем не менее, они обладают подобными качествами: магазин ИКЕА как якорный арендатор плюс большой гипермаркет товаров народного потребления. Последний из подобных центров открылся в марте в Португалии.

О слабой стороне я не буду говорить, я не верю, что она есть. Считаю, что это действительно удачный концепт, он развивался достаточно стремительно. С 2002 года мы начинаем говорить об истории торгового центра МЕГА в России. Начало положено в Теплом стане в Москве, и на сегодняшний день открыто 12 центров — это за такой короткий период времени действительно фантастическое достижение. Если мы возьмем карту России, у нас есть центры от Новосибирска до Санкт-Петербурга, огромная география.

По данным на 2008 год узнаваемость МЕГИ в Казани составляет 98 процентов. Исследования по 2009 году показывают, что 100 процентов людей знают, что такое МЕГА. Это как раз результат восприятия удачного концепта городом. Что такое концепт? Во-первых, качественный подбор арендатора. Мы не ставим себе целью занять 100 процентов площадей. Мы выбираем качественных уникальных арендаторов, которые привлекают людей именно в наш торговый центр. Во-вторых, месторасположение, инфраструктура и удобство для посетителей при подъезде к торговому центру, удобная парковка, безопасность движения на нашей территории. Безопасность – это слово, которое в компании пишется с большой буквы. В-третьих, удобство для посетителей уже внутри торгового центра, где работают такие сервисы как гостевая служба. Поверьте, не все торговые центры Запада имеют эту службу сейчас. Есть общественный транспорт, наши желтые автобусы. Достаточно активная маркетинговая позиция сейчас начинает приносить свои плоды.

— В Европе торговые центры, подобные МЕГЕ, строятся на окраинах города, чтобы не перегружать городские магистрали. МЕГА же расположена почти в 20 минутах езды от центра. Уже сейчас на Южной трассе в месте пересечения улиц у МЕГИ появились пробки. Почему выбрали это расположение? (любопытный)

— В России все МЕГИ находятся в пределах города, но в разном географическом положении относительно центра. Когда открывалась ИКЕА, это был новый спальный район Казани Азино. Даже с открытием МЕГИ в 2004-2005 годах он таковым оставался. Но Казань очень динамично развивающийся город, чему мы, естественно, рады, поскольку развивается и наша потребительская аудитория. Была построена новая дорога, которая соединила нас с центром города.

Мы прикладываем достаточно много усилий для того, чтобы посетители без проблем приезжали к нам. По инвестиционному соглашению с городом нами был установлен светофор на выезде из МЕГИ на улице Взлетная. Это было аварийным местом, и мы поняли, что светофор необходим. Сейчас делаем пешеходные переходы непосредственно на парковках.

Но сейчас мы находимся там, где мы есть.

— Прокомментируете утверждение о перенасыщенности рынка торговых площадей в Казани? (арендатор)

— Читатель, который задал вопрос, к сожалению, не привел данные, на которые он опирается. Я смотрела несколько исследований консалтинговых агентств, тех, что сдают в аренду торговые площади. И именно на них полагается наша компания в оценке рынка торговых площадей, поскольку мы сами подобные исследования не проводим.

Так вот, говоря о торговых площадях, мы должны иметь в виду те, что предназначены для сдачи в аренду. Часто журналисты и даже специалисты говорят просто про всю площадь здания. Что как раз не является торговой площадью, которая сдается в аренду. Цифры, соответственно, у нас магическим образом увеличивается. По классификации словаря международной ассоциации торговых центров, торговым центром считается ТЦ с площадью больше 5 тысяч квадратных метров. Я думаю, многие торговые площади в Казани не попадают в эту классификацию. Если же мы говорим о качестве, то каждый торговый центр должен обладать определенными характеристиками: концепт, подъездные пути, парковочные места, набор арендаторов, брэндов — что является самым важным, профессиональный менеджмент. Это те краеугольные камни, которые делают проект успешным. Поэтому говорить о перенасыщении казанского рынка преждевременно. По данным Cushman & Wakefield, Россия по количеству торговых площадей на 1000 жителей стоит на 28 месте в Европе. В 2005 году к тысячелетию Казани, действительно, в городе было открыто много качественных площадей, однако с тех пор открывающихся проектов практически не было.

— Ваш приход в Казань во многом поменял ситуацию на рынке. Многие торговые центры старого типа опустели в течение года после вашего открытия.

— Это нормальная эволюция, которая связана, в том числе, и с нашим приходом. Мы изменили отношение посетителей к покупкам, привили понятия европейского шопинга, о которых они и раньше может и не слышали. Наш первый слоган был: "Шопинг для всей семьи". Он о том, что шопинг – это удобно и комфортно, о том, что в наших магазинах можно проводить много времени. Мы хотели вывести рынок – именно розничный рынок — на новый уровень, очень много говорили о сервисе с нашими арендаторами. Теперь в Казани знают, что такое "sale", что он бывает зимой и летом, и это нормальная европейская традиция.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments