Характер спроса на те или иные кредитные услуги (целевые займы) определяется, в первую очередь, наличием у населения потребностей в дополнительных денежных средствах и их структурой. Как свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного сотрудниками аналитического агентства «ИМИДЖ-ФАКТОР», для россиян актуальны следующие основные цели получения кредита.
Наиболее актуальны кредиты на приобретение товаров длительного пользования бытового характера (холодильники, телевизоры, мобильные телефоны и др.). В совокупности около 35% россиян в ближайшем будущем готовы взять кредит на эти цели. Вторая цель оформления кредита — на личные нужды (текущие потребности) (25,4%), которая характерна в основном для людей, имеющих пластиковые карты («кредитки»). На третьем месте по потенциальной востребованности — кредиты на приобретение автомобиля и ремонт жилья — около 20%. И, наконец, четвертая распространенная цель кредитования — покупка мебели. 13,8% россиян в ближайшем будущем планируют оформить кредит эти цели.
Что касается структуры спроса на неформальные долговые практики, то, судя по опросным данным, в 65% случаев домохозяйства в качестве цели заимствования крупной денежной суммы у родственников (знакомых, друзей) озвучивали нехватку денег на текущие расходы, так называемое, «до получки» (на питание, одежду и товары повседневного употребления); еще в трети случаев — непредвиденные расходы (например, на лечение, возмещение ущерба от ДТП, восстановление имущества и др.); около 10% составили потребности в комфорте и отдыхе (например, отдых за рубежом, перепланировка квартиры).
Таким образом, привлекательным для россиян сегментом рынка кредитных услуг выступает потребительское кредитование (преимущественно в местах продажи товаров длительного пользования). Для менее доходных домохозяйств таковым является микрокредитование, весьма популярное в западных странах из-за своей альтернативности неформальным займам «до получки».