Вчера появились взаимоисключающие данные о настроениях российских потребителей. Независимые социологи по результатам свежего исследования пришли к выводу, что две трети наших граждан в ближайшие полгода намерены воздержаться от покупки товаров длительного пользования – телевизоров, стиральных машин или холодильников. Это говорит о том, что люди предпочитают не тратить деньги, опасаясь новых финансовых трудностей. Росстат же, наоборот, зафиксировал рост потребительской уверенности.
Социологи компании «Башкирова и партнеры» поинтересовались у россиян, планируют ли они какие-то крупные покупки в ближайшие полгода. Практически две трети (64%) ни о чем подобном не задумываются, и лишь 15% опрошенных намерены приобрести новый холодильник, телевизор или что-то в этом роде. И чем старше люди, тем реже они склонны планировать какие-либо покупки в дом.
Такие осторожные настроения россиян подтверждаются и другими исследованиями. Например, по данным близкого правительству ВЦИОМа, среди потребительских планов на этот год у наших граждан на первом месте стоят ремонт и туристическая поездка. А вот покупки товаров длительного пользования не входят в число приоритетов. Например, если в 2007 году компьютер планировали купить 10% опрошенных, то в этом году – только 5%, видеокамеру хотели 9%, сейчас – лишь 6%. О планах покупки стиральной машины и холодильника говорят по 3% респондентов, телевизора – 2%. При этом мало кто может себе позволить какие-то сбережения, а те, кто все же копит деньги, делает это не для того, чтобы приобрести какую-то крупную покупку, а «на всякий случай» и «на черный день», 27 и 24% соответственно.
Что интересно, под секвестр попадают не только расходы на бытовую технику. Так, по данным исследования компании «TNS Россия», число россиян, приобретавших новую одежду в 2009 году, оказалось на 14% ниже, чем в 2008-м. Таким образом, считают социологи, говорить о том, что российский потребительский рынок выходит из кризиса, пока рано. А то, что на этом фоне растут расходы, еще ни о чем не говорит. Социологическая компания «Ромир» ведет, например, еженедельный мониторинг динамики потребления товаров повседневного спроса. «По сравнению с сентябрем 2009 года в феврале этого года средние затраты одного домохозяйства в крупных городах увеличились примерно на 11%, – сообщили «НИ» в компании. – Но речь идет именно о ежедневных покупках, например о продуктах питания». Так, за последнюю неделю марта жители городов-«миллионников» увеличили затраты на 3,9%, а москвичи – на 7,3%. При этом относительно того же периода 2009 года расходы семей в больших городах России выросли на 17,9%, а проживающих в столице – на 25%. Но это свидетельствует о том, что люди стали гораздо больше тратить на то, без чего не могут обойтись в повседневной жизни, то есть о реальной потребительской инфляции, а не о том, что граждане опять вернулись к активному шопингу.
Вместе с тем вчера были опубликованы свежие данные Росстата за первый квартал этого года. Оказывается, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные ожидания населения, за последние три месяца по сравнению с четвертым кварталом 2009 года поднялся на 10 процентных пунктов. Правда, половина (51%) россиян считают неблагоприятными условия для крупных покупок и сбережений, но в конце прошлого года, уверяет официальная статистика, таких было больше (54%). Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, составляет сейчас 14% против 13% три месяца назад. Ухудшений ждут 17% респондентов против 21% в четвертом квартале 2009 года. А 56%, как и прежде, считают, что их материальное положение в течение года не изменится.
Независимые эксперты отмечают: разница в официальных и неофициальных оценках объясняется тем, что Росстат скорее интересуется ожиданиями, а социологи – потребительской практикой. А они у наших граждан могут существенно отличаться. Тот же факт, что россияне не рискуют делать дорогие покупки, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков склонен связывать с тем, что кризис существенно изменил рынок потребительского кредитования, который с резким повышением ставок и требований к заемщикам стал для граждан невыгодным. «Кризис изменил поведение россиян среднего класса в кредитной политике, он сделал людей более осторожными. Кроме того, сейчас многие из них заняты погашением уже взятых кредитов, – рассказал «НИ» специалист. – Плюс ко всему нет уверенности в будущих доходах, поэтому в этот период людям приходится быть сдержаннее в покупках такого рода».