Мы узнали, как работает отдельно взятый «экипаж» регионального магазина сети «Магнит», устроившись туда на работу. Как показала практика, главное — три навыка, не освоив которые, постоянно будешь платить штрафы
Анекдоты про дефицит
Офис — практически на выезде из города, вход со двора жилого дома. Вывески нет. Я сразу понимаю, что спрашивать про корпоративные гимны как-то неуместно. В кадровом отделе я оказываюсь одна, потенциальных «коллег» нет. Девушка-кадровик выдает анкету. Самые затруднительные вопросы — «ваши недостатки» и «ваши положительные качества».
С остальным проще — судимости, возраст и опыт работы.
В комнате, где я заполняю анкету висят стенгазеты, разрисованные вручную рослыми (судя по фото) сотрудниками магазинов. Каждая газета оформлена слоганами и анекдотами про торговлю. А поскольку такие анекдоты существовали в Советском Союзе, то про дефицит.
На соседней стене — корпоративная газета с интервью Сергеем Галицким и другими сотрудниками. Если верить газете, то солидная часть нынешних менеджеров пришла в компанию продавцами-кассирами.
Из кассира в менеджеры
Затем меня провожают к супервайзеру, которая сидит в большой комнате. Судя по всему, отдел развития тоже здесь, потому что за соседним столом три человека с пристрастием изучают изучают каталог распродаж конкурирующей сети. «И чтобы завтра план расширения магазина лежал у меня на столе», — кричит у меня за спиной невидимый женский голос.
— Итак, Екатерина, — обращается ко мне, глядя в глаза, Светлана — супервайзер нескольких магазинов. — У вас высшее филологическое образование, — читает она мою анкету (когда я заполняла этот пункт, я понимала, что "среднее специальное" вызовет меньше подозрений, но если работодатель захочет взглянуть на документ, удобнее будет врать, почему в графе "специальность" написано "журналист", а не обещанный филолог).
— Екатерина, почему же вы не хотите работать по специальности?
Я мнусь и бормочу про "не нахожу общего языка с детьми".
— Ну что же, главное — вовремя осознать, что тебе подходит. Melius sero quam nunquam (Лучше поздно, чем никогда — лат.), — изрекает Светлана и я-«филолог» понимаю, что сейчас была довольно-таки близка к провалу.
Оказалось, что Светлана сама филолог, училась в Украине. «Сколько им не вдалбливай, они делают три ошибки в слове «винегрет». А репетиторство — вещь ненадежная, сегодня есть, завтра нет», — перечисляет она недостатки профессии, а я киваю «знакомым нам обеим» проблемам.
Когда поняла, что ничего хорошего от учительства ждать не приходится, собрала вещи и переехала в Петербург, устроилась кассиром в ближайший к дому магазин.
Я вспоминаю, что многие менеджеры начинали кассирами. У Светланы, как и у некоторых других менеджеров в этой комнате, красные руки, как от долгой физической работы.
— Екатерина, — Светлана устремляет взгляд в будущее и как бы призывает меня последовать ее примеру. — Вот вы сидите сейчас здесь и не представляете, что перед вами открыты возможности. Вот представьте прямо сейчас — проходит год — и вы директор магазина. Еще год — и..
— Заместитель Сергея Галицкого, — вдохновлена я.
Совсем наверху работают только мужчины, — осекает она. Но ей нравится ход моих мыслей и меня направляют на пробный рабочий день в магазин.
Я должна буду провести там несколько часов, попробовав себя в должности работника торгового зала.
Как противостоять алкоголикам и девочкам до 14 лет
Меня провожают к директору магазина Ларисе в «кабинет». Это комната размером метр на метр со столом и Ларисой.
— Вам рассказали про зарплату? — интересуется она.
— Да, сказали 16 000 получается.
— Так это получается у тех, кто работает уже по два года!
Но я не теряю стойкости и покорности. И этого достаточно.
Следующим этапом мне выдают жилет, канцелярский нож и предлагают подождать, пока начнется приемка товара, в комнате для персонала. Эта комната больше — размером два метра на полтора. В ней два шкафа, вешалка, стол и стул. На стене объявление о "быстром старте" — из кассиров в директора магазина — и две книги — что-то связанное с приемкой товара и "кодекс чести" сотрудника сети.
Как выяснилось из книги для сотрудников, в сети «Магнит» около семи видов формата «магазин у дома», от городского магазина с полным ассортиментом до деревенского с усеченным. Семь магазинов отличаются по площади, обороту, ассортименту. Мне сказали, что я нахожусь в магазине, относящемся к объектам городского типа с полным ассортиментом, однако же «непрофильных товаров» — игрушек, одежды, там нет, так что деление осталось для меня непрозрачным. «С игрушками и одеждой всегда беда — информационный каталог общий для всей сети, и покупатели требуют обещанные скидки на товар, которого у нас просто нет», — рассказывают мне работники магазина.
Главное, чему учит книга — как правильно отвечать на вопросы покупателей. Там все стандартно. «Нет, у нас нет товара X, могу предложить вам Y». Самая интересная глава — о том, как предотвратить кражи в магазине. «Существует несколько групп покупателей, которые чаще всего совершают кражи — девочки в возрасте от 12 до 15 лет, бабушки, алкоголики». Книга рекомендует, как противостоять и что «уносит» каждая из этих груп. Например, от девочек нужно беречь сладости и косметику. Главное — «дать покупателям понять, что вы следите за ними».
Я интересуюсь у Ларисы, насколько актуальны меры предосторожности.
— Да постоянно воруют! — восклицает она.
По правилам нужно стоять у полки с алкоголем и мониторить оттуда полку с косметикой. Алкоголь на входе — косметика у касс.
Видеокамер в магазине не было. В случае подозрения нужно просить покупателя продемонстрировать содержимое карманов, если он откажется — звать милицию. Извинительная речь, которую следует произнести, если «клиент невиновен» в книге для сотрудников занимает полстраницы.
По правилам выкладки, продавцы выставляют на полку одну-две единицы дорогого товара, чтобы можно было в любой момент легко проверить, купили товар или унесли.
Где, интересно, большая бутылка шампуня? — спрашивает, подбоченясь, Лариса. За пятнадцать минут, что никто не стоял на "посту" бутылек унесли.
Сумма украденного товара ложится на магазин, то есть на его работников. Поэтому в «кодексе чести» рекомендует следить как можно пристальней именно за дорогим товаром: "У вас украдут пять конфет по 10 руб. — получится 50 руб., а одна бутылка дорогого алкоголя может стоить 600 рублей", — учит арифметике книга.
Выкладка
Привезли товар. Несколько тележек, сформированных на складе. Моя задача — раскладывать его по полкам, где помещается. Что не помещается — отправляется назад на небольшой склад-коридор, который «и так уже забит». Его площадь не больше 20 кв.м (в этом же помещении, перегороженном стенами, разобранные бывшие коробки. Небольшой угол отведен под брак и порченный товар).
На полках рядом с каждым ценником отметка-цифра — сколько «шеренг» товара должно стоять на полке. То есть если стоит циферка два — у края полки должно стоять две упаковки. За ними, по идее, должен находиться «запас». Но если он невелик, а другой товар не умещается — ну, то место на полке за этими упаковками можно заставить другими товарами. Но правило шеренг священно.
Главная цель — вынести как можно больше товара в зал (если речь не идет о дорогой продукции, о чем упоминали выше). Тогда склады не будут переполнены, а для выкладки товара потребуется меньше ресурсов.
С выкладкой я помогаю Татьяне. Она в компании три года. Раньше работала в другом магазине этой сети, но он временно на ремонте.
— Татьяна, вы поете гимн на корпоративных праздниках?
Татьяна думает, что я шучу. Я настаиваю. «Да это начальство поет», — оправдывается она.
Татьяна обращает мое внимание на еще один важный навык, который поможет избежать выплат за товар — аккуратное обращение с ножом: «Часто мы сами портим товар, когда разрезаем коробки, вот и приходится расплачиваться»,- виновато говорит она.
Татьяна напоминает, что вновь поступивший товар нужно класть в глубину полки, чтобы в первую очередь разбирали продукты со сроком годности, подходящим к концу.
Я заталкиваю конфеты и пряники поглубже, когда мимо меня проплывает внушительная бутылка пива. Леша и Павел под конвоем Ларисы несут их на склад, в угол с порченными продуктами. «Леха проворонил срок годности — будет теперь это пиво выкупать», — объясняет Лариса, провожая их взглядом.
Леша, почему ты именно сюда пришел работать, а не в «Пятерочку» или «Дикси»?
А мне одинаково. Летом искал работу, вот и устроился сюда.
Меня сразу предупредили, что мужчин в магазине дефицит, поэтому женщины тоже выполняют всю физическую работу. Пока Леша носит коробки со склада, Юля таскает ящики с фруктами. Вдруг из угла, где выложены апельсины, раздается сдержанный визг. «Таракан!».
— Где??? — интересуются подошедшие сотрудники, не выпускающие из рук канцелярские ножи и коробки.
Юля безмолвно приподнимает апельсин. Там никого нет.
Все опасливо оглядываются и расходятся.
Юля и Лариса рассказывают про яблоки: сейчас в магазине эксперимент, пробуют продавать два вида яблок — один — с общего распределительного центра, другой — от местного поставщика. Яблоки практически идентичны, одни продают фасованными, другие — нет.
Я возвращаюсь к выкладке, а когда привезенный товар заканчивается, я получаю подписанный одной стороной договор, и ухожу, обещая вернуться. В следующие два дня я по телефону объясняю кадровому отделу, почему не вернусь. Причина"все-таки далеко от дома" их удовлетворяет.