Российский рынок франшизы оживился — из кризиса он выходит окрепшим. Франчайзинг в России способствовал созданию рабочих мест в кризисный и посткризисный периоды и обеспечивал людям, не имеющим предпринимательского опыта, небольшой, но стабильный доход. Но главное, отечественный рынок франшизы показал, что имеет хорошие перспективы развития.
Более года назад, то есть в разгар кризиса, СФ начал мониторинг российского рынка франшизы. Результаты наблюдений обнадеживают.
Во-первых, в кризис часть людей, потерявших работу, решились на покупку франшизы, рассматривая этот вариант как наиболее предсказуемый в плане создания бизнеса. В этот период наблюдался особый спрос на недорогие франшизы до 1 млн руб. По словам Александра Майлера, президента Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ), "в условиях кризиса происходило значительное высвобождение активных работников предприятий, связанное с сокращением персонала или прекращением деятельности компаний. Как следствие, ситуация с привлечением в малый бизнес активных людей без предпринимательского опыта становится особенно актуальной. Франчайзинг является эффективным методом решения этой задачи".
Во-вторых, кризис подтвердил, что главной характеристикой франчайзингового бизнеса в России, как, впрочем, и во всем мире, является его надежность. Даже по осторожным оценкам, новые франчайзинговые компании в России выживают в шесть-восемь раз чаще, чем обычные.
В-третьих, российский франчайзинг имеет практически безграничные перспективы развития как с отраслевой, так и с географической точки зрения. Несмотря на то что около 80% франшиз на отечественном рынке предлагаются франчайзерами Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, активизировался франчайзинг в Нижнем Новгороде, Челябинске, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, других городах-миллионниках.
— Данные по насыщенности разных регионов франшизными предприятиями отсутствуют,— рассказывает Александр Майлер.— Но когда мы говорим о том, что рынок далек от насыщения, мы как раз и подразумеваем в основном региональные рынки. В целом понятно, что разные регионы готовы к развитию франчайзинга в различной степени. Готовность зависит от многих факторов, основными из которых являются общая ситуация с малым и средним бизнесом в регионе, степень информационной подготовленности предпринимателей и чиновников в сфере франчайзинга. Последний фактор, как правило, оставляет желать лучшего в большинстве регионов. На мой взгляд, нельзя назвать наиболее востребованные франшизы, так как все франшизы являются востребованными. Это подтверждает устойчивую тенденцию роста российского рынка франчайзинга, наблюдавшуюся в течение длительного периода, фактически с момента появления франчайзинга в России.
Проблема в том, считает Майлер, что понятие "франчайзинг" в России до некоторой степени размыто:
— Есть регистрация договоров коммерческой концессии, к которой по известной причине (волокита с регистрацией, приводящая к потере времени, а в конечном счете и денег) прибегают далеко не все предприниматели. По разным оценкам, франшиз в России от 300 до 900. Многие компании называют себя франшизными только потому, что просто планируют заняться франчайзингом или слово иностранное понравилось. Таким образом, на мой взгляд, количество франшиз в России не превышает 500.
Распределение франшиз по видам деятельности стабильно во всем мире, и наша страна не является исключением. Первое место устойчиво занимает торговля (45%), затем предприятия питания (22%), бытовое обслуживание (11%) и т. д.
Одна из главных проблем финансово-экономического кризиса — снижение платежеспособности как компаний, так и населения. В связи с этим спрос на разные виды франшиз в последнее время меняется. В кризисный и посткризисный периоды наиболее востребованными видами франшиз являются, по словам Александра Майлера, те, что развиваются в сегменте эконом-класса: недорогие предприятия общественного питания, торговые точки, предлагающие товары по сниженным ценам, и прочие.
— С другой стороны, в условиях кризиса при анализе возможных инвестиций на первый план вместо высокой рентабельности бизнеса выходят показатели его надежности. И здесь франчайзинг, конечно же, вне конкуренции, поскольку в этой сфере действует только успешный бизнес, доказавший на практике свою жизнеспособность,— считает президент РАРФ.
Благодаря кризису перспективы франчайзинга стали еще более привлекательны, тем более что сетевой бизнес в форме франчайзинга доказал во всем мире, а теперь и в России свою эффективность. Именно в странах с большим количеством регионов франчайзинг с его системой развития, основанной на так называемых мастерских франшизах, имеет неплохой потенциал роста. Об этом, в частности, свидетельствует осенний всплеск предложений для потенциальных российских франчайзи.