Женщинам, которые с каждым годом занимают все больше руководящих постов, для успешного карьерного роста не хватает, первое, амбициозности, второе — хороших коммуникативных навыков, следует из ежегодного исследования "Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса", подготовленного PricewaterhouseCoopers и Ассоциацией менеджеров России. При этом такой негативно влияющий на развитие карьеры женщин фактор, как необходимость приостанавливать карьеру в связи с рождением детей, оказался на четвертом месте. В исследовании были опрошены руководители отделов кадров 80 крупных компаний, работающих в России, большинство (44%) из которых представляют сферу услуг и производственный сектор (29%).
В целом результаты опроса показали, что доля женщин на руководящих постах, несмотря на некоторое снижение по отдельным позициям за последний год, увеличивается. За год выросло до 6% число женщин — президентов компаний, председателей совета директоров (до 9%) и генеральных директоров (до 13%). Традиционно высока доля женщин среди главных бухгалтеров (91%), директоров по персоналу (65%) и финансовых директоров (49%) (см. график). При этом, отмечают авторы исследования, в 2011 году продолжилась тенденция увеличения доли женщин, назначенных на руководящие посты, по сравнению с долей покинувших компанию (38% против 27%), еще в 2009 году эти доли были равны.
Исследование в очередной раз подтвердило, что женщины — хорошие работники, несмотря на то что только 2% опрошенных отметили, что именно сотрудницы имеют лучшее образование, чем мужчины. Среди других положительных женских характеристик большее трудолюбие и работоспособность, чем у мужчин,— на это указало 26% опрошенных HR-специалистов. При этом женщины являются более лояльными сотрудниками, чем мужчины, они работают в одной компании дольше и без продвижения. Так, в 40% опрошенных компаний женщины работают дольше, чем мужчины (37% — в 2010 году). Только в 14% опрошенных компаний кадровики признались, что мужчины меняют место работы реже.
Несмотря на такие лестные характеристики, оказалось, что в представлении кадровых служб женщины себя недооценивают — так, 20% респондентов уверены, что женщины готовы работать за меньшее вознаграждение. Впрочем, сотрудницы не расстраиваются по поводу меньшей зарплаты, по крайней мере в 36% опрошенных компаний, где их поощряют "нематериальными методами", такими как дополнительные выходные, гибкий график, благодарности или небольшие подарки — билеты в кино или цветы.