Ужесточение требований со стороны работодателей, которые хотят большего за прежние деньги, приводит к увеличению числа тех, кто задумывается о смене работы. Радости от этого компаниям мало, но и предложить лучших условий они пока не готовы
На позицию менеджера по продажам компании LETA Евгений Царев пришел в самый разгар кризиса — в середине октября. «На предыдущем месте работы — а это тоже была крупная IT-компания с численностью персонала более 1000 человек — уже в сентябре нам начали задерживать зарплату, — рассказывает он. — Еще чуть позже людей стали вызывать к руководству и сокращать зарплаты — кому в два, а кому и в три раза. Многие на это соглашались, но, когда очередь дошла до меня, я на следующий же день написал заявление об уходе». Уже через день, говорит Царев, ему позвонил новый работодатель. Поначалу зарплата была на 15% ниже, но уже через два месяца, когда в компании открылось новое направление, он перешел на должность заместителя директора департамента развития и сейчас получает оклад на 20% выше докризисного уровня.
«Процесс общения с новым работодателем — от первого звонка до получения предложения — у меня занял четыре месяца», — рассказывает Наталья, бывший PR-менеджер крупной консалтинговой компании (попросила не называть своей фамилии в печати). И призналась, что не прилагала к этому никаких особых усилий: свое резюме она разместила в интернете еще полтора года назад, в ноябре прошлого года, когда начался кризис, его обновила, и уже в апреле ей позвонили из крупной торговой сети. «Ушла я туда не раздумывая, так как, во-первых, давно мечтала работать именно в этой компании и, во-вторых, сложившиеся условия на прежнем месте не оставляли мне никакого выбора», — рассказывает Наталья. Многих людей сократили, прежде всего ассистентов, и их работа легла на плечи оставшихся сотрудников, продолжает она. В ее обязанности, например, стало входить заключение договоров подряда, что сильно отвлекало от основной работы, никак не было связано с основной квалификацией и не учитывалось при проведении ежеквартальной аттестации. На новом месте работы зарплата оказалась не намного выше — на 5-7%, но положительную роль сыграли возможность поехать на стажировку, более широкая медицинская страховка и даже тот факт, что рабочее место располагалось у окна.
Из 7401 респондента, принявших участие в онлайн-опросе компании HeadHunter, 54% в данный момент работают, однако более половины из них параллельно ищут работу. Четверть соискателей начали поиск работы месяц назад, при этом чуть более четверти ищут работу уже более полугода. Еще 20% респондентов заявили, что находятся в поисках работы 4-6 месяцев. «Такое распределение можно объяснить тем, что часть соискателей являются хорошими специалистами, которых “работа находит сама”, — рассуждает гендиректор ГК HeadHunter Михаил Жуков. — А часть безработных готовы согласиться на первое же предложение в связи с тяжелым материальным положением — они находят работу быстро». Более полугода ищут работу те, кто очень тщательно выбирает работодателей, считает Жуков.
Сегодня легче всего найти работу в ресторанном, гостиничном бизнесе и розничных сетях, и труднее — в сфере HR, маркетинга, рекламы, строительства и недвижимости: 32% безработных респондентов утверждают, что ищут работу в этих отраслях уже более полугода.
Днем с огнем
«Я уже два месяца провожу собеседования с претендентами на позицию администратора ресторана с зарплатой 30 000 руб. и графиком работы «два через два», — расстраивается совладелец ресторанов «Сырная дырка» Анна Соколова. По ее мнению, хороших специалистов в этой сфере на самом деле немного: «Отношение к ресторанному бизнесу у большинства людей такое, что если ничего другого у человека не получается, то уж работать в ресторане он сможет точно и для этого ему не надо получать ни специального образования, ни менеджерских навыков».
«В нашей сфере у сотрудников действительно есть повод для недовольства, — делится своим опытом управляющий партнер одного московского агентства бизнес-коммуникаций. — В кризис компании в первую очередь отказались от абонентских контрактов, что привело к сокращению персонала и демотивации оставшихся». Бороться с упадническим настроением людей бесполезно, решило руководство агентства: «Тот, у кого есть работа, все равно не поймет, что выбивать какие-либо льготы сейчас бессмысленно. Тот же, у кого работы нет, согласится на любые условия».
Комфорта не добавляют
«В кризис в российском офисе международной службы доставки посылок DPD упали объемы, сократилось количество бухгалтерской документации, в результате чего несколько функций, в том числе ИТ, решили передать из филиалов в региональные центры и на аутсорсинг», — рассказывает Елена Арефьева, HR-менеджер DPD. Всего, по ее словам, под сокращение попало не более 5% штата. В июле компания провела опрос на восприятие кризисной ситуации среди своих сотрудников и выяснила, что «напряжение, безусловно, есть», хотя оно и «невелико». Основным поводом для волнения стало недостаточное информирование людей, поясняет Арефьева, что вполне объяснимо, ведь 25% персонала компании — это работники производственных отделов: экспедиторы, водители, сортировщики, не имеющие доступа к общей почтовой рассылке. Для компании это лишний повод усилить работу с руководством и проконтролировать, чтобы все новости компании доходили и до рядовых сотрудников, говорит Арефьева.
«Абсолютного комфорта люди сейчас не чувствуют, в то же время компенсировать это состояние работодатели сейчас ничем не могут», — рассуждает гендиректор Oracle в СНГ Борис Щербаков. Многие из инструментов мотивации — планы карьерного развития, ассесменты, нематериальные поощрения — потеряли свой лоск, говорит он. Из-за падения объемов продаж в его компании пришлось сократить переменную составляющую оплаты труда. То, что это демотивирует людей, он не сомневается, но и не отчаивается. «Если человек в целом настроен позитивно, то скорее всего он поймет, что с этим можно жить», — уверен Щербаков.