«Охта Групп», на днях запустившая масштабный проект развития территории тракторного завода в Петрозаводске, до сих пор пытается продать участок в 11 га на Волхонском шоссе, где собиралась построить логистический комплекс. В компании заявляют, что претенденты на землю есть. Эксперты называют решение компании правильным и считают, что выручить за землю «Охта Групп» сможет в полтора-два раза больше потраченного. Но с поиском покупателей будут большие проблемы.
Решение о продаже участка в 15 га на Волхонском шоссе, который «Охта Групп» купила в 2007 году для строительства логистического комплекса, было принято до начала российской фазы кризиса, говорит заместитель председателя правления «Охта Групп» Дмитрий Киселев. «Уже тогда мы посчитали, что слегка опоздали с выходом на рынок складской недвижимости, он на какое-то время перенасыщен», — отмечает он. К концу 2009 года компании удалось продать только 4 га, остальные 11 га пока не проданы.
По его словам, спрос на эту землю «достаточно большой», однако конкретных договоренностей с покупателями пока не достигнуто. «Спрос оживляется, мы надеемся, что продадим участки, причем не исключено, что за немного большую цену, чем заплатили изначально», — добавляет г-н Киселев. Он поясняет, что, несмотря на кажущийся большой объем предложения, участков с нормальной транспортной доступностью, инженерным обеспечением и нормальным статусом земли в действительности совсем не много. «Достаточно только сельскохозяйственных земель», — отмечает он.
Эксперты называют решение компании о продаже земли правильным. По словам руководителя отдела проектного брокериджа Astera St.Petersburg Ольги Земцовой, рынок складской недвижимости в Петербурге больше всего пострадал от кризиса и сейчас находится в глубокой стагнации. Некоторые складские комплексы на данный момент заполнены на 10—15%, подчеркивает генеральный директор Knight Frank Saint-Petersburg Олег Барков.
«Раньше 2013 года нет смысла вводить новые большие проекты», — говорит независимый эксперт рынка недвижимости Борис Юшенков. По данным Colliers International, в ближайшем окружении Волхонского шоссе функционируют складские комплексы общей площадью более 100 тыс. кв. м.
Стоимость покупки участка в 2007 году аналитики оценивают в пределах 30—50 долл. за 1 кв. м. При этом заместитель директора департамента складской, индустриальной недвижимости и земли Венера Лаухина отмечает, что уже в 2008 году цена подобных земель позиционировалась в диапазоне 80—120 долл. за 1 кв. м и, несмотря на кризис, цена продажи может быть выше как минимум в полтора-два раза. Г-жа Лаухина добавляет, что потенциальных покупателей, готовых приобрести крупные объекты, на сегодняшний день немного. В свою очередь г-н Юшенков добавляет, что продать землю по цене, за которую она была приобретена, сейчас можно только конечному потребителю, производственнику, но «его еще надо поискать», а небольшими лотами на Волхонском шоссе продавать участки некому.