Среди петербуржцев растет популярность продуктов для здорового образа жизни, и торговые сети города наращивают их объем на своих полках. Правда, серьезно зарабатывать на них пока не получается, но ретейлеры видят у этого сегмента большой потенциал.
В сети гипермаркетов "Карусель" диетическая и диабетическая продукция занимает около 1% от общего ассортимента. Примерно столько же — 0,7% от общего товарооборота — приходится на аналогичный ассортимент в сети "Реал.Свежие продукты". Всегда востребованы недорогие диетические и незаменимые диабетические продукты, отмечают в компании Х5 (управляет сетью "Карусель"). "Популярностью пользуется продукция для здорового питания и похудения, в том числе с различными заменителями сахара — стевией, фруктозой, амарантом, поэтому рассматриваем предложения поставщиков такой продукции", — говорит представитель "Карусели".
В ассортименте магазинов "Дикси" представлено 24 наименования таких товаров, в их числе зерновые хлебцы, диабетические товары с сахарозаменителями. "Популярность безглютеновой продукции была на пике около 2 лет назад, сейчас идет на спад", — сообщают в пресс-службе сети.
О росте спроса на диетическое детское питание, бакалею, безлактозную молочную продукцию сообщают и в "Ленте". Для людей, страдающих целиакией, на полках магазина "Лента" представлено 26 наименований товаров: хлебобулочные изделия, продукты для выпечки, макаронные изделия, кондитерские изделия. Также в продаже есть соевые продукты (заменитель молока и сливок) под марками Bona Vita и "Добрый удой", в планах компании расширение ассортимента товаров.
В последние годы интерес к продуктам без сахара и глютена растет во всех развитых странах мира, Россия — не исключение, сообщают производители. "Это связано как со стремительно увеличивающимся количеством больных диабетом, целиакией (глютен таким больным запрещен), так и с тем, что продукты без глютена и сахара стали рассматриваться потребителями как необходимый атрибут здорового образа жизни", — говорит генеральный директор компании-производителя "Корпорация Ди энд Ди" Артем Брунов.
"И диабетическую, и безглютеновую продукцию приобретают не только клиенты, страдающие от заболеваний или аллергии, но и покупатели, которые просто следят за фигурой и здоровьем, данные товары сейчас в тренде", — говорят в сети "Лэнд".
Диетическое импортозамещение
Производителей в этот сегмент привлекает огромный потенциал рынка и завидные темпы роста.
"У России большой потенциал в этой сфере, объем продаж безглютеновых продуктов оценивается здесь примерно в $64 млн, что далеко до уровня продаж в странах Северной Америки и Европы — лидерах потребления", — говорит Артем Брунов. По его словам, наш рынок имеет мощные возможности для роста, тем более в период санкций, когда часть иностранных производителей вынуждена была уйти с рынка. Так, "Корпорация Ди энд Ди" за несколько лет увеличила объем продаж в 3 раза, до 10 млн рублей. В планах — увеличение объема производства вдвое до конца 2015 года (сейчас объем около 50 тонн в месяц).
Среди поставщиков торговых сетей города также большая доля приходится на отечественных производителей продуктов для здорового образа жизни. Сеть "Лэнд" струдничает с российскими производителями "Виталад", "Петродиет", "Вереск", "Кладезь", а также продает продукты от поставщиков из Чехии, Италии, Испании, Японии, Германии, Бельгии и других стран.
Как отмечают в компании "Дикси", чаще всего выпуск диабетической продукции становится проектом крупных кондитерских или хлебопекарных производств. Среди компаний-лидеров, профессионально занимающихся "диабетикой", ретейлер указывает "Диадар", "Леовит" и "ДиаМир". "Лента" работает с компаниями "Ди Энд Ди", ООО "КелБи", Riso Scotti, Glutano, Santiveri.
Конкуренция с аптеками
Несмотря на то что сегмент товаров для здорового образа жизни остается очень небольшим, под эти продукты выделяют полку как премиальные торговые сети, так и демократичные. Для большинства операторов это способ повысить лояльность своих покупателей.
"Мы не делаем акцента на таких продуктах, наша цель — вкусная и качественная еда, но мы стремимся предложить покупателю выбор, покрывающий все потребности, включая нишевые и экзотические", — говорит Андрей Голубков, руководитель пресс-службы "Азбуки вкуса". В сети "Лэнд" объясняют, что продукция, которую редко встретишь в других магазинах, позволяет привлечь дополнительную аудиторию.
"Мы на этой группе товара не зарабатываем, а держим ее на полках для лояльности покупателей", — говорит Александр Селиванов, начальник отдела ценообразования сети "Реал.Свежие продукты". Наиболее продаваемые товары из этой группы: батончики, мюсли, хлебцы, мармелад, каши льняные. За последний год цены на эти товары у поставщиков выросли примерно на 70%, за счет роста закупочных цен. По данным производителей, удорожание таких продуктов происходит из-за импортной составляющей сырья.
Наибольшая маржа, по оценкам ретейлеров, у диетических кондитерских изделий, самая низкая – у безлактозной молочной продукции, средняя — у макаронных изделий без глютена. "Однако за продуктами более высокого ценового сегмента покупатели предпочитают идти в аптеки и специализированные магазины", — отмечают в "Карусели".