Пожалуй, никакой другой вид бизнеса так не зависит от развития торговли, как производство и продажа торгового и холодильного оборудования. В свою очередь, темпы развития торговли определяются покупательской способностью. Вот и получается, что успех бизнеса более 50 рязанских компаний, работающих на данном рынке, находится в прямом подчинении у региональных потребителей.

Надо отметить, что несмотря на кажущееся огромным количество торговых площадей в Рязанской области, обеспеченность ими населения пока еще далека от совершенства. Сегодня этот показатель составляет 73 кв. м на тысячу человек, в то время как в развитых странах ЕЭС он в 7 раз больше – более 500 кв. м. на тысячу населения.

В 2011 году правительство региона издало распоряжение об утверждении комплекса программных мероприятий по развитию потребительского рынка Рязанской области до 2015 года. По планам областного Минэкономразвития, к 2015 году количество торговых площадей должно увеличиться на 27%. При этом приоритет отдан крупным сетевым компаниям. Значит ли это, что предприятиям, строящим свой бизнес на производстве и продаже торгового и холодильного оборудования, можно ни о чем не волноваться? Наши эксперты не единодушны в ответе на данный вопрос.

Уходим в районы и к соседям

Показатели обеспеченности населения торговыми площадями отражают картину в области в целом, в самой же Рязани торговых предприятий достаточно. Это отмечают наши эксперты. По их мнению, рынок областного центра давно перенасыщен, и поэтому бизнес по производству и продаже торгового оборудования переживает здесь определенный спад. Так, индивидуальный предприниматель Юрий Соломатин констатирует, что увеличения количества предприятий на рынке за последние годы не произошло. «Мы сейчас в основном работаем со своими постоянными клиентами, – говорит Ю. Соломатин. – Новые почти не приходят, ведь федеральные торговые сети в очень малой степени становятся нашими заказчиками. В данный момент мы нацелены на работу в районах Рязанской области, а также в других регионах».

Ту же тенденцию на рынке отмечает и директор компании «Торгтек» Александр Замятин: «В целом рынок достиг своего предела, поскольку «количество торговых квадратных метров на человека уже давно превысило показатели городов-миллионников». За последние два года несколько компаний либо закрылись, либо сменили профиль производства. Возможно, появились мелкие поставщики и производители «гаражного типа» в связи с появлением большого количества новых торговых площадей» Также по наблюдениям А. Замятина, в новом для себя амплуа в конкурентную борьбу пытаются вступить мебельные компании, ранее не производившие торгового оборудования. «Но в основном они просто не могут конкурировать с нами по цене, т.к. изначально их производства сложны, а материалы для домашней и торговой мебели различны», – говорит директор компании «Торгтек».

Таким образом, рост рязанского рынка торгового оборудования будет за счет клиентов из районов области и из других регионов. Это подтверждает и заместитель директора по развитию ООО «ПКФ Проектика» Елена Ларкина: «Более-менее крупные и опытные компании ориентированы на города в радиусе 200-500 км. Что же касается торговых точек и магазинов в районах области, находящихся на расстоянии более 50 км от Рязани, там индивидуальные предприниматели только начинают работать с цивилизованными поставщиками. В последние годы к нам обращаются такие ИП. Например, мы сотрудничали с сетью ювелирных магазинов «Царь Мидас» в Скопине, автомагазином в Шилове. Также активно развиваются в районах рязанские и федеральные сетевые компании, с которыми мы сотрудничаем постоянно, в частности, это ТД «Барс» и некоторые аптечные сети… Большинство же из районных ИП предпочитают работать «по старинке», оборудуя магазины мебелью из «Икеа» или обращаются к своим местным «самоделкиным».

По наблюдениям Елены Ларкиной, за последние два года на рынке появилось несколько мелких компаний, которые образовывались бывшими сотрудниками крупных компаний, и сейчас пытаются занять свою нишу на рынке. Они имеют небольшое производство и минимальный штат сотрудников. По словам Е.Ларкиной, сотрудничество с такими предприятиями может быть выгодно для клиентов, имеющих небольшие торговые площади. Но вот с большими объемами сетевых магазинов маленькие фирмы просто не справятся. «Такие запросы небольшим компаниям не потянуть, даже привлекая аутсорсеров, – констатирует замдиректора по развитию компании «Проектика». – У них есть своя ниша, которую они достаточно активно разрабатывают».

По наблюдениям Е. Ларкиной, в последние годы огромное количество магазинов открывалось по франчайзингу. «Зачастую сети, развивающиеся таким образом, рекомендуют поставщиков своим франчайзи, которые уже «в теме», работают с их фирменной мебелью не первый год, делают все быстро и качественно, – говорит Елена Ларкина. – Или каждый франчайзи в конкретном регионе может выбрать себе поставщика, который бы соответствовал определенным требованиям. Поэтому местным производителям не всегда удается «войти» в такие сети».

Весь комплекс – разом!

Еще два года назад компании, специализирующиеся на торговом оборудовании начали пытаться охватить весь ассортимент в комплексе, предлагая своим клиентам практически все, вплоть до сервисного обслуживания. В данный момент наблюдается такая же тенденция. Лишь очень крупные компании, изначально специализировавшиеся либо на торговой мебели, либо на холодильном оборудовании, остаются верными выбранному пути. Например, так работает «Проектика». «Потребность в фирмах-универсалах, которые бы поставляли все в комплексе и, желательно, оказывали еще услуги по поиску помещений и ремонту в них, была и есть, – говорит Елена Ларкина. – Тем не менее, холодильное оборудование необходимо магазинам, работающим в продовольственном сегменте, плюс аптекам. «Проектика» же, как и большинство мебельщиков, специализировалась на торговой мебели для непродовольственных магазинов, более того, работала в узкоспециализированных нишах – производила аптечную мебель под ТМ «Доктор Мебелис» и книготорговую мебель под маркой «КнигАллея», активно и успешно развивая эти направления». На сегодняшний день, по признанию Е. Ларкиной, рынок книготоргового оборудования себя исчерпывает, и поэтому компания активно ищет и развивает новые направления, такие, как мебель для обувных, ювелирных магазинов, магазинов одежды, косметики и парфюмерии, товаров для дома, хозтоваров.

«Используя наработанные схемы и опыт, мы готовы предложить сегодняшнему потребителю целостный подход к оснащению магазинов и порекомендовать добросовестных поставщиков торгового противокражного оборудования, программного обеспечения, холодильного оборудования, с которыми периодически работаем и постоянно сталкиваемся на специализированных выставках, – отмечает Елена Ларкина. – Но услуг по комплексному оснащению мы не предлагаем, предпочитая профессионально делать то, на чем специализируемся уже более 10 лет».

Компании, предлагающие комплексные услуги, делают это для повышения качества обслуживания своих клиентов. «Все стараются расширять ассортимент услуг и оборудования, чтобы предложить заказчику полный комплекс торгового и холодильного оборудования и сервисное обслуживание, – говорит Юрий Соломатин. – Например, мы «ведем» своих клиентов полностью на всем протяжении сотрудничества с ними, а не только в течение гарантийного срока».

Кстати, о сервисном обслуживании… Далеко не все поставщики торгового и холодильного оборудования берут на себя такую обязанность. Все это довольно специализированная тема. Вот что говорит Александр Замятин: «В основном все же обслуживанием занимаются специализированные фирмы. И потребителю более выгодно закупать оборудование у одного поставщика, а обслуживаться в другой, именно специализированной, компании».

И все же в большинстве фирм – продавцов холодильного оборудования – работают ремонтно-сервисные подразделения. Их структура и технические возможности напрямую зависят от «солидности» фирмы-продавца, разнообразия ассортимента предлагаемого оборудования, наличия хорошо отлаженных связей с производителями.

Что же касается производителей торговой мебели, то с точки зрения Елены Ларкиной, «в данном случае сервисное обслуживание должны осуществлять как раз фирмы-производители, ведь они лучше знакомы с особенностями поставляемой торговой мебели, ее техническими характеристиками и прочими нюансами, что позволяет им быстрее провести имеющимися в их распоряжении средствами ремонтные работы».

Качество – на уровне

Среди крупнейших российских производителей и дилеров холодильного оборудования рязанские участники рынки отметили следующие организации: «Марихолодмаш», «Полаир», «Совиталпродмаш», «Ариада», «Полюс».

В сложившихся условиях отечественным производителям весьма сложно составить конкуренцию зарубежным предприятиям. Как отмечают эксперты, в какой-то мере конкурентоспособным отечественному оборудованию позволяет оставаться лишь более низкая цена по отношению к импортным аналогам, тогда как качество и уровень сервиса значительно проигрывают.

Наиболее экономически выгодным как для поставщиков холодильного оборудования, так и для его потребителей оказывается осуществление сборки в России зарубежного оборудования. Качество российской сборки вполне удовлетворительно. В то же время это позволяет производителям существенно снизить таможенные пошлины и транспортные расходы, а потребителям приобрести оборудование по более низкой цене, чем стоит импортная техника, и в более краткие сроки. Общероссийская тенденция характерна и для Рязани. «На рынке в основном представлено отечественное оборудование, собранное из импортных комплектующих, – отмечает Юрий Соломатин. – Качество у него вполне приемлемое, и оно полностью устраивает клиентов».

А вот на рынке торговой мебели несколько другая картина. «Производителей огромное множество, – констатирует Александр Замятин. – Кто-то старается производить только оборудование премиум-класса, кто-то гонится за удешевлением. Наша компания выбрала золотую середину. Мы производим качественную продукцию и реализуем ее по доступным ценам».

Качество производимой в Рязани торговой мебели и Елена Ларкина характеризует положительно. «Каждый из производителей работает в своем сегменте, хотя не исключены попытки «перебить» рязанских и московских заказчиков более низкими ценами и качественным сервисом, – говорит Е. Ларкина. – Кто-то специализируется исключительно на торговом оборудовании, кто-то – на холодильном, кто-то – на мебели из дерева и массива, на мебели из ЛДСП в небольших объемах, на металле. Зачастую мы передаем им часть работ на аутсорсинг, зачастую – они нам. И в данной ситуации мы работаем скорее как партнеры, а не как конкуренты».

Итак, качество – приемлемое. Только ли оно является определяющим фактором в выборе покупателя? Здесь наши эксперты разошлись во мнениях. По наблюдениям Александра Замятина, предпочтения потребителей торгового оборудования за последние годы сильно изменились. «Все больше и больше предпринимателей обращают внимание на качество и внешний вид оборудования, жертвуя при этом в прошлом самой важной характеристикой – ценой, – с удовлетворением отмечает он.

Юрий Соломатин не согласен с коллегой. «В данный момент клиенты стремятся сэкономить на торговом оборудовании, и если ранее цена для них большого значения не имела, то теперь они выбирают менее дорогое оборудование», – говорит он.

Черту под этими противоположными мнениями подводит Елена Ларкина: «Аптеки в регионах, как и книжные магазины, предпочитают в большинстве своем бюджетные варианты (ДСП, стандартные цветовые и конструктивные решения). Иное дело – Москва и крупные ТЦ, где торговое оборудование должно «соответствовать», и бюджетный вариант просто не пройдет. Хотя и здесь есть свои нюансы… С сетями, такими как «Новый Книжный», «Доктор Столетов» и прочими, – у нас льготные условия работы – в основном, в силу выбираемых ими объемов. Дорогие магазины и бутики настаивают на строгом выполнении требований фирменного стиля, не считаясь с затратами – у них на это выделены определенные бюджеты. Хотя и они периодически проводят тендеры, пытаясь найти более дешевых и расторопных поставщиков при сопоставимом качестве».

Как же будет развиваться рынок дальше? Во-первых, как только начнется активное строительство торговых предприятий в районах области в рамках выполнения поставленной правительством региона задачи, у компаний, специализирующихся на торговом и холодильном оборудовании, появятся новые клиенты. Во-вторых, придется расширять рынок сбыта за счет других регионов, что сейчас активно делают крупные рязанские поставщики оборудования. Эксперты настроены оптимистично: рынок, если и не будет расти за счет новых участников, то уж существующим на сегодня игрокам работы хватит всегда.

Мнения экспертов

Юрий Соломатин, индивидуальный предприниматель

«Практически каждый год появляются две-три фирмы, которые «отпочковываются» от крупных компаний. Я думаю, что предприятия, имеющие постоянных клиентов, довольных качеством обслуживания и оборудования, выживут и будут работать в дальнейшем. Новым игрокам достаются лишь разовые заказы, и поэтому они находятся в проигрышном положении».

Александр Замятин, директор компании «Торгтек»

«Темпы роста развития торгового и холодильного оборудования все менее и менее активны. Соответственно, думаю, что и в последующие 2-3 года сильных изменений в технологиях и дизайне вряд ли стоит ожидать».

 Елена Ларкина, заместитель директора по развитию ПКФ Проектика

«Развитие рынка зависит от имеющихся у ритейлеров и более мелких предприятий свободных средств на развитие и обновление. И эти средства будут в него вложены, если пресловутый кризис не заставит их по-другому распорядиться имеющимися в их распоряжении капиталами».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments