Вопреки прогнозам, рынок безалкогольных напитков в России является инвестиционно привлекательным, и некоторые его сегменты позволяют игрокам получать довольно высокие прибыли.

Отечественный рынок безалкогольных напитков в прошлом году не показал существенного падения. По данным Союза производителей безалкогольных напитков, из-за снижения спроса его объем в натуральном выражении в 2009-м году сократился всего на 3,72%, до 595 млн дал (в 2008-м — 618 млн дал). Согласно исследованию, проведенному РБК под эгидой ассоциации "Вода — Медицина — Экология", в прошлом кризисном году инвестиции в основной капитал компаний-производителей безалкогольных напитков, минеральной и питьевой воды в России составили 8,3 млрд руб.

   Дело в том, что наш рынок газированных напитков — самый крупный в Восточной Европе как по объему, так и по стоимости. Однако потребление напитков на душу населения в России значительно ниже, чем в восточноевропейских странах: объем покупки на одного потребителя в 2008-м составлял 80 литров, а годовые затраты на приобретение безалкогольных напитков — 1546,4 руб. на человека в год. При этом с 2002-го по 2008-й производство минеральных и питьевых вод в России возросло более чем в три раза.

   Концентрация рынка безалкогольных газированных напитков весьма высока — на долю пяти ведущих игроков приходится почти 90%. Лидируют The Coca-Cola Company (52% рынка газированных напитков без учета кваса) и PepsiCo Holdings (29%), тем не менее локальные фирмы все активнее заявляют о себе. В первую тройку российских производителей в первом полугодии 2009-го входили "ОСТ-Аква" (4%), "Очаково" (2%) и "Лолинга" (2%).

   По прогнозам аналитиков, уже в 2010-м рынок начнет восстанавливаться, объем должен практически вернуться к уровню 2008-го — 614 млн дал. В целом до 2013 года эксперты предполагают среднегодовой рост рынка безалкогольных напитков на 3 и 2% в натуральном и стоимостном выражении соответственно.

   Вполне вероятно, что этот сегмент в России ждет новый приток инвестиций. Рентабельность продаж безалкогольных напитков в докризисные годы лишь возрастала. В 2006-м она составила 5,1%, в 2007-м — 10%, в 2008-м — 13,1%. Как утверждается в исследовании РБК, в отрасли существует возможность для получения вполне высоких дивидендов. Исследователи отмечают, что потенциал нашего рынка раскрыт далеко не на 100%.

   "Инвестиционная привлекательность рынка объясняется не только растущей потребностью населения в качественной питьевой воде, но и значительным интересом к инновационным продуктам — в частности, функциональным напиткам, полезным для здоровья. Тренд здорового образа жизни остается одним из основных факторов, стимулирующих развитие российского безалкогольного рынка", — говорит Александр Анфиногенов, директор по маркетингу и стратегическому развитию компании "ОСТ-Аква". В числе перспективных сегментов также холодный чай, напитки на натуральном сырье, квас, энергетические напитки, напитки для спорта.

Структура рынка безалкогольных напитков (в натуральном выражении в 2009 г.)

Безалкогольные напитки, без учета газированных 51%
Газированные 18%
Соки 15%
Бутилированная вода 16%
0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments