Создатели краудсорсинговых сервисов Bringo, "Достависта" и "Пешкарики" сумели организовать курьерские службы, не потратившись на штат курьеров, и уже зарабатывают на этом.
"Ты студент, пенсионер или бывший олигарх? Ищешь подработку курьером со свободным графиком?" — спрашивает сервис "Достависта", специализирующийся на экспресс-доставке товаров и документов. В его базе около 10 тыс. человек, которые подрабатывают курьерами время от времени. По словам создателя "Достависты" Михаила Александровского, сейчас сервис ежемесячно осуществляет 40 тыс. доставок со средней стоимостью услуги 500 руб.
"Достависта": 40 тысяч в месяц
Александровский в бизнесе не новичок. Еще в 2002 году он основал собственное медийное агентство Total View, которое, по данным AdIndex, в 2013 году закупило для своих клиентов более чем на 1 млрд руб. рекламы. "Я, можно сказать, серийный предприниматель, часто основываю новые бизнесы: что-то из них развивается, что-то нет", — рассказывает РБК Александровский. В молодости он играл в компьютерные игры, особенно выделяя Payload, суть которой сделать перевозку грузов наиболее выгодной. Сначала Александровский думал сделать аналогичную мобильную игру, но в итоге решил создать курьерский сервис, основанный на краудсорсинге.
Проект "Достависта" стартовал в октябре 2012 года. Ключевая бизнес-идея состоит в том, что курьерами работают не профессионалы, а студенты, пенсионеры, все желающие — они доставляют товар по пути, в удобное для них время. Чтобы стать курьером в "Достависте", надо скачать мобильное приложение (есть для iOS и Android), заполнить в нем свой профиль (персональные данные, загрузить фотографию и скан первого разворота паспорта), а потом ответить на ряд вопросов сервиса по телефону. После этого можно брать заказы, которые оплачиваются наличными. Если курьер хочет работать с заказами, оплачиваемыми безналичным путем, то ему надо заключить с сервисом договор подряда.
Отправитель может застраховать свою посылку за 0,9% от ее объявленной стоимости. В этом случае, если доставка не будет осуществлена или курьер исчезнет вместе с полученными деньгами, "Достависта" обязуется компенсировать потери отправителю. Так произошло в декабре 2014 года, когда до актрисы Ольги Зайцевой "не доехал" браслет стоимостью 20 тыс. руб. "Мы полностью выплатили возмещение", — говорит Александровский. Зайцева подтвердила РБК, что проблема была урегулирована.
Заказы в "Достависту" поступают через сайт (90%) и call-центр (10%). По словам Александровского, сейчас сервис вышел на 40 тыс. доставок в месяц: "Если мы будем расти теми же темпами, то к концу года преодолеем планку в 100 тыс. заказов в месяц". Примерно 60% клиентов сервиса — это интернет-магазины и рестораны, 30% — заказы на доставку документов. Большинство заказов "Достависта" исполняет день в день. По словам Александровского, средняя стоимость доставки составляет около 500 руб., из которых 20% — вознаграждение сервиса. Получается, "Достависта" выручает порядка 4 млн руб. в месяц (Александровский эту цифру не комментирует).
С момента основания в "Достависту" проинвестировано 22 млн руб. Первые 12 млн руб. были вложены в разработку сайта, мобильного приложения и развитие бизнеса в Москве, а привлеченные в конце 2014 года 10 млн руб. от нескольких частных инвесторов (их имена не раскрываются) будут потрачены на экспансию сервиса в города-миллионники. Операционные расходы "Достависты" сейчас составляют около 50–60% от выручки (call-центр, администрирование, поддержка, реклама), рассказывает Александровский. В штате компании работают 12 человек, еще 12 сотрудников call-центра привлечены на аутсорсинге. "Если мы отбросим затраты, связанные с развитием сервиса, и оставим только операционную часть, достаточную для функционирования системы, то мы уже прибыльны, — говорит гендиректор "Достависты" Дмитрий Зубков. — Точка безубыточности в нашей модели — 20 тыс. доставок в месяц".
Bringo: 20 тысяч в месяц
Основатель еще одного сервиса по краудсорсинговой доставке — Bringo — Марк Капчиц также непрофессионал в логистике: из своих 50 лет он тридцать отработал арт-директором. Первоначальные инвестиции в проект от группы частных лиц, по словам Капчица, составили 50 млн руб. Половина средств была потрачена на разработку мобильных приложений и сайта, а половина — на "агрессивный" маркетинг и собственный штат курьеров в 150 человек (только при запуске проекта).
В отличие от "Достависты" в Bringo создали сразу два мобильных приложения — одно для курьеров, другое для заказчиков. Кроме того, у сервиса есть 40 штатных курьеров — они выполняют заказы, за которые не берутся фрилансеры. Вознаграждение Bringo — 19% от стоимости доставки. Деньги за свою работу курьер получает на банковскую карту или на виртуальный счет в системе. Он может взяться за выполнение заказа, если сумма на его счету или карте превышает объявленную стоимость доставки — она блокируется в качестве гарантии. Базовая стоимость доставки в Bringo составляет 180 руб., но растет в зависимости от того, сколько времени курьер проводит в пути (за час уже 390 руб.).
"Bringo осуществляет около 20 тыс. доставок в месяц, но в ближайшие несколько месяцев мы планируем как минимум утроить объемы", — говорит Капчиц. Такого роста основатель Bringo намерен достичь за счет подключения к системе сторонних курьерских служб. "Мы будем предоставлять эффективное технологичное решение для доставок по городу и доступ к 12 тыс. свободных курьеров", — объясняет Капчиц. Это, по его словам, позволит решить ключевую проблему сервиса: баланс между количеством доставок и количеством "брингеров": "Если не хватает работы, курьеры теряют интерес к сервису и уходят из него; если не хватает исполнителей — падает качество сервиса, клиенты остаются недовольны".
Капчиц признает, что сервис пока убыточен — выручка примерно в 1 млн руб. в месяц расходов не окупает: "Мы станем прибыльны, когда выйдем на доставку более 150 тыс. отправлений в месяц".
"Пешкарики": 2,5 тысячи в месяц
Еще один похожий сервис называется "Пешкарики". Его создатель Дмитрий Петров в отличие от своих коллег из Bringo и "Достависты" не понаслышке знал о проблемах доставки для интернет-магазинов. В интернет-бизнесе он с 2003 года, в его активе — IT-платформа по SEO-оптимизации и интернет-магазин по продаже запчастей для скутеров.
"Среди курьеров наблюдается безумная текучесть, — объясняет РБК Петров. — Вряд ли кто-то хочет сделать карьеру курьера, поэтому работают неделю и уходят. Найти курьера так же тяжело, как менеджера по продажам, за добросовестных курьеров все держатся". Для того чтобы перестать зависеть от сторонних фирм, Петров летом 2014 года вместе с компаньоном Владимиром Суховым решил разработать небольшую прикладную программу — сервис подбора курьеров. На первичную реализацию идеи товарищи потратили всего две недели, но так увлеклись, что уже девять месяцев занимаются только "Пешкариками", вложив в усовершенствование системы 1,5 млн руб.
У "Пешкариков" базовая стоимость доставки день в день — 350 руб., на следующий день — 220 руб. С этих денег сервис получает 10–15% (новые курьеры платят больше). Плюс продавец выплачивает 1% от объявленной стоимости товара "Пешкарикам", если товар предоплачен, и 2%, если курьер должен получить наличные. В сервисе этот сбор называют страховкой, он делится поровну между "Пешкариками" и курьером.
За февраль "Пешкарики" доставили 2,5 тыс. заказов и заработали 150 тыс. руб. В команде сервиса всего два штатных сотрудника-программиста. "Наши операционные расходы составляют чуть больше 100 тыс. руб. в месяц (сервер, call-центр, разработка), но они начали окупаться уже по итогам четырех месяцев работы сервиса", — говорит Петров.
Сервис для маленьких
Курьерские краудсорсинговые службы ориентированы на небольшие интернет-магазины, частных предпринимателей, продавцов из Avito и "ВКонтакте". Эта аудитория не так требовательна к IT-интеграции, поскольку количество заказов невелико и позволяет делать заявки в ручном режиме.
"Все очень нравится, — говорит владелец интернет-магазина натуральной косметики Владислав Бронштейн, работающий с "Доставистой" с мая 2014 года. — Отправили около 60 заказов по Москве. Проблем с сервисом не было ни разу". "Стоимость доставки невысокая, от 220 руб. в зависимости от срочности и веса, — рассказывает директор интернет-магазина "Крепеж колес" Николай Белоусов. — Нашим клиентам требуется обычно срочная доставка, и в этом сервис "Пешкарики" нас никогда не подводит". "Основное преимущество "Достависты" — скорость доставки, — говорит Антон Шишкин, владелец интернет-магазинов краскопультов и мундштуков для сигарет. — Работаем уже год, и менять не планирую. Все проблемы решаются очень оперативно. Дважды курьер пропадал с деньгами — "Достависта" компенсировала по страховке полную стоимость в течение семи дней".
Петров из "Пешкариков" рассказывает, что интерес к сервису проявляла сеть Enter: "Жаловались, что есть проблема с доставкой, так как работают в основном с грузовиками, а перевозить на грузовике флешку не очень удобно". Пресс-служба Enter сообщила РБК, что компания рассматривала возможность сотрудничества с "Пешкариками", но оно "не случилось".
Мерген Чумудов, основатель логистического проекта Box2Box и член совета директоров сервиса TodayDelivery, считает, что через год-полтора доставка в течение двух часов в крупных городах станет таким же обычным делом, как сейчас "доставка на следующий день". "Основные проблемы, с которыми столкнутся подобные компании, — это прием наличных от покупателей, белая схема работы с контрагентами и, конечно, отточенные процессы по возвратам, — рассуждает он. — Лидером станет тот, кто быстрее всех решит данные проблемы".
Сервисы по доставке день в день "не представляют угрозы для нас, так как мы фактически работаем в разных сегментах, — считает гендиректор традиционной курьерской службы City Express Алексей Кичатов. — Сверхсрочная доставка не является нашей приоритетной услугой, так как является для нас низкомаржинальной. Даже в марте с учетом предпраздничного бума доля таких срочных доставок не превысила 1,5–2%".
Петров строит планы по экспансии в сегмент междугородной доставки: "Количество частных водителей, которые ежедневно ездят из Москвы в Тверь или Воронеж, достаточно велико. Думаю, они будут рады окупить часть пути, прихватив с собой в дорогу нашу посылку". "Я уверен, что в результате эффективное победит неэффективное, — говорит Александровский из "Достависты". — Все будут отказываться от традиционной доставки и переходить к нам или на нашу модель, чтобы не нести дополнительных затрат на персонал [для клиентов] и выбирать время работы самому [для курьеров]".