Главы крупнейших американских компаний не стремятся стать пользователями социальных сетей — к такому выводу пришел журнал Fortune, проведя исследование активности 100 генеральных директоров крупнейших компаний на сайтах Facebook, Twitler, Linkedin, Wikipedia или в собственных блогах. Ни один из сотни не имеет собственного блога. У 81% нет личной страницы на Facebook и только 13% зарегистрированы в сети деловых контактов Linkedin, подсчитали эксперты.
В группе «Онэксим» с результатами исследования готовы поспорить. По словам ее PR-директора Андрея Беляка, прежде чем в LiveJournal появился блог Михаила Прохорова, владельца группы «Онэксим», они изучали опыт участия американских бизнесменов в социальных сетях. В качестве примера Беляк приводит блоги вице-президента компании Boeing Ренди Тинсета, блоги Дональда Трампа, Ричарда Бренсона, Ли Яккоки, блог General Motors, в котором ведут записи топ-менеджеры компании.
«Блогосфера — самая демократичная форма общения. Каждый блогер сам себе судья и режиссер, волен вести себя как пожелает, выводить и доводить любые мысли и информацию. В любой форме. Это фактически личные СМИ, — уверен Михаил Прохоров. — В ближайшем будущем “личные СМИ блогосферы” сильно изменят СМИ традиционные».
Вызов и бизнес
«В лучших мирах это уже не то чтобы канал коммуникации, а гигиеническое правило: хочешь сказать что-то миру о себе или своем бизнесе — выразись в блоге, — считает генеральный директор “IQ-маркетинга” Наталья Степанюк. — Интернет — самое прозрачное и честное медиа». Нормальный бизнес, по мнению Степанюк, не боится быть на расстоянии вытянутой руки от клиента, а значит, блоги собственникам бизнеса необходимы.
«Неправильно вести себя как реликтовый мамонт в меняющемся климате, — решил Александр Кравцов, президент группы компаний “Руян” (бренды “Экспедиция”, Life is wood), и месяц назад завел личный блог. — Для меня это новый вызов. Уже пару лет от случая к случаю пишу книгу “Хроники запредельных экспедиций”. Может, ведение блога меня дисциплинирует и придаст процессу ритмичность? Иногда нужно сформулировать позицию или выпустить пар. И вообще интересно, к чему эта тропинка может привести…»
У Олега Тинькова, основателя компании «Тинькофф», есть аккаунты в Twitter и LiveJournal. Другими социальными сетями пользоваться он пока не планирует. «Мой аккаунт в ЖЖ входит в топ-10 по оставленным комментариям в России, однако практического применения для бизнеса не вижу. На ЖЖ у меня есть купон на скидку в сети ресторанов “Тинькофф” на 10% для читателей. И всё. Это, безусловно, личный проект, PR, если хотите. Моя социальная задача — продвигать предпринимательство и средний бизнес в России, и мое ощущение, что мой блог в практическом смысле сделал больше, чем партия “Деловая Россия”. Этим я счастлив», — говорит Тиньков.
«У меня есть аккаунт на “Одноклассниках”, “В контакте”, “Мой мир” на Mail.ru., — рассказывает Юрий Мильнер, генеральный директор ИГ DST, владеющей существенными долями в Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru, а с мая 2009 г. и 1,96% привилегированных акций крупнейшей в мире социальной сети Faceвook. — Но для меня это средство скорее дружеской коммуникации. Хотя я знаю, что многие мелкие бизнесы “Одноклассниками” пользуются как раз в деловых целях. Уверен: в ближайшее время все крупные и средние бизнесы заведут себе группы в социальных сетях. Это же фактически открытые группы лояльности».
Сами с усами
Евгений Чичваркин создал блог в LiveJournal после того, как обнаружил страничку фальшивого Чичваркина на «Одноклассниках». Активно ведут блоги совладелец Mirax Group Сергей Полонский и совладелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев.
«Мой блог — это площадка, где я могу проповедовать свои взгляды, — настаивает Лебедев. — Едва ли живые журналы пригодны для продвижения бизнеса: все-таки это больше возможность высказаться о наболевшем, а потом почитать комментарии». По словам Лебедева, он «никого не банит», даже если видит, что его критикуют «за деньги». Сам пишет в блоге, стараясь ответить всем. Российские бизнесмены не заводят блог, потому что им «нечего сказать», считает Лебедев: они зациклены «на собственном огороде, обносят его высоченным забором», боятся участвовать в общественно-политической жизни страны.
Кравцов думает, что бизнесмены неактивно используют этот канал коммуникаций по причине консерватизма: «Часто за первых лиц пишут пиарщики, спичрайтеры, а это уже другая история. Чтобы писать самому, нужно время. Писать фальшиво от себя не хочется, а нефальшиво не всегда безопасно».
«Из “Сноба” мне несколько раз присылали пароль для входа в сеть блогов, но я, будучи человеком интраверсионным, так ни разу и не зашел, — рассказывает о своем участии в закрытой социальной сети на сайте Snob.ru главный редактор Русской службы новостей Сергей Доренко. — Насколько мне известно, от моего имени там кто-то пишет, но это не отсебятина — иногда мне звонят, я шепчу пару слов, и они излагают, как будто это пишу я. На почту я все время получаю сообщения, что кто-то мне ответил, но, поскольку я там ненастоящий, а игрушечный, мне кажется, что и все остальные, кто там со мной общается, тоже игрушечные».
«У крупных бизнесменов и в России, и на Западе есть штат помощников, которые фактически воспроизводят структуру социальных сетей, — объясняет Мильнер слабую активность бизнесменов. — Процент пользования социальными сетями американских и российских бизнесменов, думаю, примерно одинаков. А вот пишущих в блогах что-то содержательное — меньше 1% в любом обществе».
Железные правила
Наталья Степанюк, генеральный директор «IQ-маркетинга»
«Во-первых, придется быть настоящим. Никакой фальши – ни на уровне содержания, ни на уровне стиля. Недаром интернету доверяют все больше, а телевидению – все меньше. Во-вторых, от блога должно возникать ощущение, что автору есть что сказать. Самое страшное – когда блогер с кислой миной выдавливает из себя прессрелизоподобные крохи».