Виртуальный мир и технологии e-commerce доберутся до покупателей в обычных магазинах. Функцию персонального шопинг-консультанта возьмут на себя мобильные телефоны и специальные маячки — Beacon. Технология позволяет привязывать рекламу и акции к личным предпочтениям клиента. За границей пионером в этой нише стала Apple и ее программа iBeacon, в России — молодая компания Getsy с приложением GetsyBeacon. Несмотря на то что отечественные стартаперы запустили пилотный проект только в конце прошлой недели, до конца года они рассчитывают получать ежемесячную прибыль 1,5 млн руб.
Сами маячки ("биконы" — от английского beacon) были придуманы в 2008 году и использовались, например, как брелки, которые позволяли найти ключи в радиусе 50 м. Apple увидела в технологии потенциал для развития куда более серьезного бизнеса — она может изменить традиционный подход к шопингу. Маячки, установленные в магазинах, обмениваются информацией с приложением в мобильном телефоне. Таким образом магазин получает подробную информацию о предпочтениях клиентов (у каких полок задерживаются, на что обращают внимание) и корректировать их поведение. Потребителю же будут приходить рекламные сообщения только о тех акциях и продуктах, которые интересуют лично его (подробнее см. инфографику).
Сейчас такая персональная рекомендательная система успешно работает в сфере e-commerce. Например, на Amazon.com предлагают книги той тематики, которой посетитель интересовался раньше, на Booking.com советуют остановиться в городах, в которых уже бронировали гостиницы, и т.п.
Apple представила систему iBeacon (маячок + приложение) осенью прошлого года одновременно с презентацией iOS7. Новая операционка затмила тогда интересное маркетинговое решение. Тем не менее компания установила маячки уже в 250 магазинах США.
"Республиканская" модель
В России по пути американского гиганта решила пройти небольшая компания — Getsy. Разработчик Getsy француз Себастьян Блан создал оригинальное приложение и разработал ПО для маячков. К концу апреля Getsy планирует выпустить версию приложения и для Android. Первым партнером компании стал магазин "Республика" на Тверской. Проект стартовал в конце прошлой недели. В магазине площадью 500 кв. м было установлено 10 маячков, каждый из которых может передавать данные на расстояние до 50 м. Но в "Республике" установлена минимальная мощность передачи: чтобы поймать сигнал маячка, смартфон должен находиться от него на расстоянии 1,5 м. Во сколько компании обошлась закупка оборудования, сооснователи Getsy Макс Перцовский и Фил Дробышев не раскрывают. По оценкам РБК, 10 маячков стоят 200—300 долл. (по данным нескольких интернет-магазинов аналогичных гаджетов).
Всего в "маячковый" проект Getsy вложила 500 тыс. руб., оставшихся от инвестиции фонда IMI.VC. Getsy является его портфельным проектом, и она первоначально разрабатывала программу лояльности, на которую и было выделено 300 тыс. долл. Теперь же маячки вышли на первый план.
Предполагаемых моделей монетизации две. Первая — классическая рекламная. Все торговые центры напичканы внешней рекламой: баннеры, листовки, видеоролики. "Мы перенесем ее с этих традиционных носителей в смартфоны клиентов. Открывая приложение, пользователь будет видеть не только уведомления о скидках, но и релевантную рекламу. Проходя мимо японского ресторана, вы увидите информацию о новых видах суши, мимо магазина одежды — о весенней коллекции", — объясняет Фил Дробышев.
Второй вариант — комиссия от партнеров: каждое разосланное через iBeacon уведомление обойдется им в несколько центов.
Директор по внешним коммуникациям магазина "Республика" Ксения Лагуновская выделяет два основных преимущества новой системы. Во-первых, маячки помогают управлять покупательским потоком, например можно направлять посетителей к тем уголкам магазина, куда они обычно не доходят, или делать акцент на полках со скидками. Во-вторых, больше не нужно просить помощи консультанта — информация о любом товаре будет появляться на экране смартфона. Иногда намного быстрее спросить у приложения, где лежит книга, чем искать ее на полках вместе с продавцом. Благодаря маячкам магазин планирует увеличить число посетителей, которые уходят с покупкой, с 40 до 47%, а средний чек — на 10%.
"Ко всем российским компаниям в этой области я отношусь скептически. Их шансы на успех не очень высоки, потому что американские компании уже заняли рынок В2В и установили приемлемую цену. "Республика" — это нишевая история, которая большой прибыли компании не принесет", — считает Николай Белоусов, основатель проекта Madrobots — магазина гаджетов из области Интернета вещей.
Массовую аудиторию магазинов бизнесмены планируют подкупать скидками и подарками, которые, впрочем, достанутся только активным покупателям. Чтобы получить подарок, вам придется сделать покупку не позже чем через 15 минут или разместить пост об этом на своей странице в Facebook.
Пока что предприниматели рассчитывают на благосклонность жителей больших городов, но со временем надеются подключить и регионы. "По большому счету неважно, живешь ты в Брянске и получаешь 15 тыс. руб. или ты зажиточная московская фифа, которая "зарабатывает" десятки тысяч долларов в месяц. В вопросах алчности все равны, все любят скидки и подарки", — рассуждает Перцовский.
Не только шопинг
В конце апреля Getsy примет участие в Международной выставке навигационных систем "Навитех-2014", где на стенде НП "ГЛОНАСС" продемонстрирует возможности маячков в городской среде. Из уже возможного — поиск автомобиля на парковках или маршрут внутри стенда, спроецированный на Google Glasses. Навигационная система зафиксирует местоположение, примет сигналы от маячков и построит путь до нужной точки на демонстрационном стенде. Картинка с руководством к действию окажется перед глазами — приложение передаст маршрут на дисплей знаменитых очков Google. Совместно с ГЛОНАСС компания собирается опробовать технологию iBeacon не только на рынке В2В, но и в сфере В2G.
Основатели утверждают, что будущее iBeacon имеет почти неограниченные возможности (см. врез "Будущее маячков"). Технологию маячков можно использовать, например, для "обучения" собственного дома. Утром не придется ждать, пока закипит чайник: система синхронизирует его работу с сигналом будильника. Маячки можно применять и в детских садах: родители из дома или офиса будут отслеживать перемещение своего ребенка в реальном времени.
Все это похоже на страшный мир будущего по Оруэллу, где Большой Брат постоянно следит за всеми. Но это данность, и с ней нужно смириться, считают бизнесмены. "Если вы боитесь тотального контроля, выкидывайте все гаджеты и уезжайте в глухую деревню. Там систему iBeacon заменит умная баба с коромыслом. Она тоже будет безошибочно распознавать, когда вы просыпаетесь, и автоматически бежать за водой к ближайшему роднику", — смеется Фил Дробышев.
Рынок маячков делится на две части: компании-производители маячков и компании-разработчики ПО и приложений. Явных конкурентов на российском рынке компания не видит: по словам основателей, работающей бизнес-модели нет ни у одной компании. "Думаю, крупные игроки отечественного IT-рынка уже рассматривают вариант инвестиций в iBeacon, но пока молчат", — считает Макс Перцовский. Западный рынок в этом плане более подготовлен, считают предприниматели. Например, палеонтологический музей Роттердама с помощью маячков придумал квест для детей: выполняя задания на каждом этапе, ребенок переходит от экспоната к экспонату, получая информацию о них в игровой форме. Маячки прикреплены к каждому динозавру, что позволяет построить маршрут между экспонатами. "Теоретически этот кейс можно реализовать и в России — "рынок" отечественных детей огромен и пока никем не занят", — говорит Фил Дробышев.
Российская компания Shopster, инвестором которого является Watcom Group, планирует запустить аналогичный проект к июню этого года. По словам соучредителя Shopster и управляющего партнера Watcom Алексея Князева, у его проекта есть ощутимое преимущество перед Getsy. "Мы будем выбирать партнеров на основе аналитики пользовательского поведения. Маячки будут расставлены не "вслепую", а только там, куда посетители торговых центров заходят чаще всего. Мобильное приложение будет принимать релевантный, интересный конкретному покупателю контент", — объясняет Князев. Забраться в голову к покупателю проект сможет благодаря системе пассивного анализа, которая уже сейчас работает в торговых центрах. Технология Shopster ловит и анализирует Wi-Fi-сигналы, которые посылают смартфоны посетителей. "Интегрируя систему iBeacon с уже проверенной технологией Wi-Fi, мы обезопасим себя от рисков, с которыми Getsy неизбежно столкнется на этом юном рынке. К тому же мы планируем полностью замкнуть систему на своей компании: заняться и разработкой приложения, и производством маячков", — говорит он.
Компания BunchTag планировала занять российский В2С-рынок маячков. Биконы, связанные с приложением в смартфоне, позволяли находить потерянные ключи или кошелек в радиусе до 50 метров. Но эта бизнес-модель оказалась неуспешной, и компания ушла в В2В. С февраля 2013 года BunchTag занялась производством собственных маячков, получив пилотную партию в начале 2014 года. По словам генерального директора BunchTag Сергея Колпакова, компания уже наладила партнерство с Альфа-банком и сетью "Связной", которые сами планируют работать над приложениями для маячков. Первые продажи принесли BunchTag около 500 тыс руб. Дешевизны китайских аналогов Колпаков не боится. "С точки зрения масштабного производства удобнее работать с российскими заводами —легче контролировать все стадии технологического процесса. Китай обычно предлагает более выгодные условия, чем отечественные производители, но в Китай особенно не наездишься", — говорит он. Getsy Колпаков считает не конкурентом, а потенциальным партнером. Компании занимают разные ниши: BunchTag — производитель гаджетов, Getsy — разработчик софта.
Будущее маячков
1 Навигация внутри торговых центров. С этой задачей вне зданий успешно справляются "Яндекс.Карты" и Google Maps, но 90% своего времени человек проводит внутри помещений. Расположенные в нескольких магазинах маячки выстроят маршрут от точки А к точке В, который отобразится на экране смартфона. Система сообщит, где нужно свернуть, на каком эскалаторе проехать, и приведет к конечному пункту кратчайшим путем.
2 Альтернатива традиционным аудиогидам. В музеях больше не нужно будет брать в аренду электронные гиды или толпиться в экскурсионных группах. Когда посетитель подходит к очередному произведению искусства, система распознает это, принимает заданный сигнал от маячка и в наушниках автоматически включается рассказ о картине или скульптуре.
3 Бесконтактные платежи. Носить с собой кошелек — это прошлый век. Чтобы совершить бесконтактный платеж, нужно скачать приложение PayPal и активировать свой профиль при входе в магазин. Компьютер продавца считает информацию о том, что вы в здании. Уже на кассе продавец увидит фото вашего аккаунта, удостоверится, что вы именно тот, за кого себя выдаете, и выпишет чек. На смартфон придет уведомление о запросе на списание средств, которое вы можете подтвердить или отклонить одним кликом.
4 Развитие идеи Internet of Everything. Система iВeacon органично вписывается в уже существующую модель Интернета вещей. Идея заключается во взаимодействии человека со всем окружающим миром посредством глобальной сети. Каждый предмет будет принимать и передавать сигнал, что поможет перенести все процессы в "облако" и усовершенствовать существующие экономические и общественные модели.
5 Взаимодействие с городом. Система, например, может отслеживать, каким общественным транспортом пользуется горожанин чаще всего. При подходе к остановке ему на телефон будет приходить уведомление, когда именно подойдет нужный трамвай или автобус.