Казанская сеть парфюмерии Degal закрыла 3 из 8 своих магазинов в Поволжье — и это, по всей видимости, лишь первая кризисная ласточка. Закупочные цены на косметику выросли на 25 — 40%, арендные ставки только поднимаются, а покупатели стали прижимистыми. Опрошенные "БИЗНЕС Online" эксперты считают, что до следующего пика продаж — новогоднего — доживут отнюдь не все участники рынка.
Как стало известно "БИЗНЕС Online", сеть парфюмерии Degal сократила свои присутствие на рынке Поволжья, закрыв три из восьми своих магазинов: два в Казани (на улице Салимжанова, 17 и улице Вишневского, 51/73) и один в Оренбурге. Теперь у ООО "Силан Имидж", имеющего казанскую прописку, осталось пять магазинов — по одному в Альметьевске, Оренбурге, Тольятти, Йошкар-Оле и в столице Татарстана, в ТРК "Тандем".
Еще в 2013 году ничто не предвещало грядущей оптимизации. Чистая прибыль ООО "Силан Имидж" составила ни много ни мало 274 млн. рублей. В учредителях компании значатся 7 физлиц, крупнейшим собственником является Евгений Дедюхин, которому принадлежит 51%. Еще 27% у Марата Гиниятуллина, 10% — у Елены Рихерт. Для казанского парфюмерного рынка персоны знаковые: именно они в свое время развивали бренд Bon Joli, а перед этим много лет по франчайзингу работали под брендом Ile de Beaute. Впоследствии и ту, и другую сеть поглотил "Л’Этуаль", что стало одной из самых крупных сделок по слияниям и поглощениям на рынке парфюмерного ретейла, газета "БИЗНЕС Online" подробно писала об этом. После этого Дедюхин начал развивать новую сеть под брендом Degal, войдя в ту же воду в третий раз (впрочем, по нашим данным, в последний год Дедюхин отошел от дел, передав управление проектом в руки своих партнеров).
Магазины Degal были закрыты по результатам оценки их работы в 2014 году, на всем протяжении которого стремительно сокращался средний чек, сообщила газете "БИЗНЕС Online" генеральный директор "Силан Имидж" Анна Мещерякова. "Главным обстоятельством, обусловившим снижение показателей работы магазинов, является, на наш взгляд, снижение реальной покупательной способности. Доходы населения практически не растут, в то время как инфляция оказывает серьезное влияние на расходы. Средняя стоимость одной единицы товара в чеке, согласно нашей статистике, снижалась в 2014 году. Люди готовы покупать только со скидками, только в дни проведения акций", — рассказала Мещерякова.
При этом расходы на аренду помещений магазинов практически не сокращаются, налоги на фонд оплаты труда остаются высокими. "Торговые компании не имеют, в отличие от предприятий других отраслей, никаких льгот, несмотря на то что выполняют не менее важную экономическую и социальную роль. К сожалению, потеря маржинальности — это общая болезнь современного отечественного ретейла", — отметила она в разговоре с "БИЗНЕС Online".
Магазины на Салимжанова и Вишневского занимали 453,5 и 397 кв. м соответственно. В обоих точках работали студии красоты, где клиентам предоставлялась возможность протестировать продукты ухода за лицом, телом и волосами. Оставшуюся в ТРК "Тандем" точку в компании называют магазином-флагманом — известные мировые бренды авторизовали магазин с момента его открытия в декабре 2011 года и с тех пор предоставляют для него всю линейку средств и последние коллекции.
Закрытие нескольких магазинов сети с казанской пропиской отражает общую тенденцию на рынке косметики и парфюмерии — малорентабельные точки будут закрываться, чтобы снизить операционные издержки, при этом в условиях кризиса при выросших ценах на продукцию спрос стал смещаться в низкий ценовой сегмент и оnline-продажи, считает Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ИХ "Финам".
Мещерякова подтверждает, что цены на импортные товары и косметику, произведенную в России из иностранного сырья, возросли с ноября прошлого года в закупке в среднем на 25 — 40%. Degal держал цены благодаря ранее достигнутым договоренностям, однако прогнозы, по ее словам, "пессимистичны".
Первая волна повышения цен от производителей произошла в декабре, когда ценники увеличились примерно на 10 — 15%, рассказал "БИЗНЕС Online" Марат Ахунзянов — директор по развитию розничной сети "Альпари". Вторая волна прокатилась недавно, в феврале — тогда цены повысились еще на 20 — 30%. Покупатели ответили на это падением спроса.
"Мы почувствовали, что люди стали более прижимистыми, они уже не готовы так расставаться с деньгами, как раньше. Эта тенденция свойственна всем магазинам", — говорит Ахунзянов, отмечая, что формальные показатели по продажам в деньгах просели не так сильно, а реализация "в штуках" падает. То есть люди тратят столько же, сколько и раньше, но из-за роста цены ограничивают себя меньшим количеством товара.
Эту тенденцию подтверждает и Елена Харламова — менеджер клиники эстетической косметологии "Божественные чары", которая сообщила, что цены на косметику, официальными дистрибьюторами которой они являются, выросли примерно на 40%. "Снижения покупательной способности нет, но снизился объем приобретаемой продукции, то есть покупают не весь комплекс сразу, а постепенно. То же самое касается и процедур: если раньше одну и ту же процедуру, как правило, делали с интервалом в неделю, то теперь ее делают с интервалом в 10 — 14 дней. Кроме того, кризис "съел" тот поток клиентов, которые обращались к специалистам от случая к случаю, не имея четкой систематичности", — сообщила Харламова.
Первыми под ударами кризиса падут, по прогнозам экспертов, уличные магазины — так называемый стрит-ретейл. Именно к этому формату принадлежали, к слову, закрытые точки Degal на улицах Салимжанова и Вишневского. По словам Мещеряковой, на снижение количества посетителей повлиял запрет на парковки в центре города, поскольку оба магазина были расположены на первой линии центральных улиц. "Политика муниципальных властей, направленная на ограничение парковочных мест и запрет остановки и стоянки автомобилей вдоль основных торговых магистралей, ограничение левых разворотов, сделала отмеченное явление трендом и в Казани", — отметила она.
Ахунзянов считает, что покупатели Degal, а это сегмент выше среднего, нечасто ходят в стрит-ретейл, повышение цен окончательно отбило это желание. "Это логично, что Degal закрыл стрит-ретейл, оставив магазин в торговых центрах, где в настоящее время происходит концентрация покупателей с достатком", — считает он.
Впрочем, островками благополучия торговые центры тоже назвать нельзя. На конференции "Современный торговый центр в Татарстане", которая состоялась на прошлой неделе в Казани, было отмечено — в рублях средний совокупный доход жителей Казани за 2014 год сократился на 4%. При этом в целом частота визитов в ТЦ повсеместно снизилась. В качестве примера на конференции были приведены такие данные: если раньше "Южный" средний покупатель посещал 5 раз в месяц, то сейчас — 3; посещение "МЕГИ Казань" снизилось с 3 раз в месяц до 2,7. Визиты стали более целенаправленными, а количество спонтанных покупок снизилось. В первую очередь стали сокращаться расходы на такие товары не первой необходимости, как бытовая техника, ювелирные изделия, товары и услуги, связанные с развлечением. И парфюмерия — тоже в этом ряду, особенно дорогая.
В 2015 году эксперты не сулят рынку ничего хорошего. По мнению Тимура Нигматуллина — финансового аналитика ИХ "Финам", более всего пострадают ретейлеры в среднем и высоком ценовых сегментах. С рынка уйдут те, кто не сможет быстро оптимизировать ассортиментную матрицу, усилить фокус на нижний ценовой сегмент и отечественного производителя. Впрочем, в марже так или иначе потеряют все игроки рынка.
"Я ожидаю, что в 2015 году российский рынок косметических средств покажет нулевую динамику и составит около 500 миллиардов рублей. Негативно скажется падение реальных зарплат (МЭР прогнозирует на 2015 год снижение на 9,6 процента), удорожание экспорта ввиду ослабления рубля и увеличение склонности населения к сбережениям. Это обусловит некоторое снижение среднего чека и падение трафика в розничных магазинах среднего и высокого ценового диапазона", — считает он.
"Парфюмерия и косметика не относятся к категории товаров первой необходимости, — напоминает Ибрагим Боташев, главный аналитик ИФК "Солид". — Следовательно, небольшие сети парфюмерных магазинов будут испытывать трудности, особенно если учесть, что цена импортных товаров в рублях за последний год значительно выросла, а возможность кредитных заимствований сильно ограничена. На наш взгляд, парфюмерные предприятия будут стараться удерживать цены, однако в общем средний чек станет дороже, что снизит объемы реализации продукции".
"Кризис скажется на магазинах косметики и парфюмерии, но в основном это будут небольшие компании. Тем не менее, думаю, рынок сократится на 20 — 30 процентов", — считает представитель компании "Л’Этуаль" в Казани Ирина Белова.
"Мы еще увидим уход игроков — тех, кто вовремя не подстраховался, не научился работать в новой экономике, когда доходы и выручка перестали так легко складываться", — соглашается Ахунзянов.
Сейчас, в преддверии 8 Марта, никакого уныния в парфюмерных магазинах нет — наоборот, царит предпраздничный ажиотаж. В этом убедилась корреспондент "БИЗНЕС Online". Вчера около 15:00 в магазине "Золотое яблоко" в бывшем "Детском мире" ценники изучали около 40 покупателей. Они были оживлены, активно перебегали между полками (правда, в основном к масс-маркету, а люксовые бренды, как обычно, сверкали вывесками ярко и одиноко) и с горящими глазами советовались с консультантами по поводу покупок. В этом магазине также представлены акционные товары и продукция специально к празднику. Например, мыло в виде сердец. Работали 7 касс, в каждую стояли по 3 — 4 человека. Кассир на замечание корреспондента о том, что такие очереди в последний раз были, пожалуй, только перед Новым годом, сообщила, что ажиотаж наблюдался и перед 23 февраля.
В магазине парфюмерии и косметики "Рив Гош" в торговом центре "Кольцо" покупателей было не так много — около 30 человек. По крайней мере, корреспондент "БИЗНЕС Online" без труда и никого не задевая передвигалась между полками. Традиционно перед праздниками магазин предлагал акции как на подарочные "весенние" наборы, так и на отдельные единицы товаров. Правда, мужчин было всего четверо. Коротая время ожидания перед оплатой покупок, женщины поздравляли друг друга с наступающим праздником.
И все-таки праздничный наплыв для многих магазинов может стать лебединой песней: "Все надеялись на Новый год, потом на праздники — 23 февраля и 8 Марта, и у многих в планах с 10 — 15 марта закрыть свои бизнесы, — говорит Ахунзянов. — Народ на праздники все равно сделает подарки, это в наших традициях, но потом наступит тяжелый период. Следующий подъем продаж будет в декабре, даже, скорее, во второй половине месяца. За 9 месяцев мало кто сможет платить аренду, нести затраты, при этом особо не зарабатывая. А значит, рынок аренды будет еще свободнее, чем он есть сейчас".
Справка
ООО "Силан Имидж"
Сфера деятельности: розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, предоставление прочих персональных услуг.
Уставный капитал: 10 тыс. рублей.
Учредители: Дедюхин Евгений Евгеньевич (51%), Гиниятуллин Марат Мунирович (27%), Рихерт Елена Евгеньевна (10%), Имамеева Гузель Маратовна (4%), Андрианова Елена Владимировна (4%), Степанова Светлана Ивановна (2%), Зарипов Альберт Зиннурович (2%).
Генеральный директор: Мещерякова Анна Александровна.
Финансовые показатели: чистая прибыль по итогам 2013 года — 274 млн. рублей; по итогам 2012 года — убыток в 131 млн. рублей, по сведениям базы данных "Контур".