1 июля 2014 г. должны были вступить в силу поправки к закону "Об обороте алкогольной продукции", предусматривающие введение лицензирования производителей пива и пивных напитков. Это внесло бы коррективы в бизнес не только производителей, но и торговцев: по оценкам участников рынка, продажи могли бы сократиться на 25–40%. Но в Росалкогольрегулировании поправки сочли преждевременными, и проект "забуксовал". Это значит, что сокращение выручки владельцам пенного бизнеса не грозит.

В 2013 г. продажи пива в России, по данным Росстата, сократились на 1,2% (в натуральном выражении). За последние шесть лет кривая потребления пива только два раза ползла вверх — в 2011 г. (0,7%) и в 2012 г. (0,6%). Все это не мешает консолидации рынка специализированной пивной розницы и развитию сетевых игроков. Сети, входящие в топ-10, насчитывают сегодня десятки и даже сотни магазинов. Все они торгуют преимущественно "живым" пивом, на которое, по оценкам самих ритейлеров, приходятся не более 5–6% пивного рынка. Несмотря на вялую динамику потребления пива, при грамотном подходе к развитию бизнеса можно получить рост сопоставимых продаж в размере до 15%.

Золотая десятка

Среди специализированных пивных сетей нет ни одного федерала. Участники топ-10 представлены в основном в четырех федеральных округах — Центральном, Приволжском, Южном и Сибирском. Одни из лидеров развиваются исключительно на домашнем рынке, другие осваивают регионы: так, лидер отечественной пенной розницы — столичная "Литр.Ра" (249 точек, включая франчайзинговые) представлена не только в Центральной России, но и на Северо-Западе и в Поволжье.

Самыми "скромными" из четырех упомянутых федеральных округов являются Южный и Сибирский. На юге работает сеть "Пивстоп" (30 точек); помимо родного г. Кропоткина, магазины сети расположены еще в шести городах Краснодарского края. Другой крупный сетевой игрок — саратовская ГК "Лазурит", развивающая бренды Icebeerg (11 точек) и BierFest (19 точек). На рынке Сибири наиболее заметны новосибирская "Пивная лавка" (36 точек) и кемеровская "Пивточка" (32 точки).

Начало восхода

История пивной сетевой розницы началась с классики всего российского розничного рынка — опта, причем не только пива, но и оборудования для его розлива. С опта начинали "Beerжа" из Тольятти (75 точек), саратовская ГК "Лазурит", московская "Бирмаг" (61 точка).

Толчком к развитию рынка послужило появление в 2004 г. более доступного по цене, в отличие от иностранных аналогов, устройства Pegas для беспенного розлива пива (изобретение новосибирской компании). Примерно на это время пришелся пик открытий пивоварен и мини-заводов, пивных баров и ресторанов. Вскоре торговая марка Pegas стала именем нарицательным — так стали называть все устройства для розлива пива.

Из розничных сетей в то время существовала только новосибирская "Пивная лавка" (основана в 2001 г.). В 2007 г. появился первый магазин BierFest, в следующем году на рынок вышли "Лит.Ра", "Beerжа", "Пивточка", открылись первые фирменные магазины ижевского завода "Гамбринус". Позже других из сегодняшних лидеров появились "БирМир", "Пивстоп" (в 2010 г.) и саратовский Icebeerg (2011 г.).

Вышли из производства

Собственное производство есть только у двух участников "золотой десятки" — "Гамбринуса" и "БирМира". Завод "Гамбринус" появился в Ижевске еще в 1972 г. и специализировался поначалу на производстве безалкогольного пива. В этом году, помимо 14 сортов алкогольного и безалкогольного пива, предприятие приступит к производству лимонада и кваса. Производственная мощность завода составляет 2 млн декалитров в год. Через собственную розницу реализуется порядка 15% продукции.

История воронежского "БирМира" началась с семейной пивоварни "Артель", основанной в 2003 г. Ольга и Дмитрий Тарасевичи начали с того, что приобрели, по их собственному выражению, "простейшее пивоваренное оборудование". Отработав первый сезон, предприниматели отправились в Германию, где посетили семейную пивоварню "Куммерт Брау" (основана в 1516 г.) и ознакомились с традициями пивоварения, сложностями и особенностями производства этого напитка. Спустя некоторое время предприниматели приобрели пивоварню "Рюген" (ранее — пивоваренный завод "Масловский"), куда в 2012 г. пригласили технолога из Германии Ульриха Пайзе. Под контролем экспата была проведена реконструкция завода, установлено новое чешское оборудование, проведены пуско-наладочные работы. Инвестиции в проект составили 100 млн руб.

Сегодня на пивзаводе "Рюген" работает 50 человек; производственная мощность — до 100 тыс. декалитров в месяц. Все сырье, кроме воды, закупается за рубежом. Солод поставляется немецкими фирмами Weyermann и Erfurter Malzwerke, французской Malteurop и финскими производителями. Хмель заказывают у английской компании Morris Нanbury, дрожжи привозят из Бельгии. "В этом году заканчивается контракт с Ульрихом Пайзе, мы уже вызвали другого технолога, тоже из Европы, — говорит Анна Филиппова, руководитель отдела маркетинга ГК „Таркос“. — Мы очень благодарны Ульриху: можно сказать, он помог построить завод „с нуля“".
Сегодня здесь производится четыре сорта пива. В полную мощь завод заработает в июле этого года. "Будем производить разливное нефильтрованное пиво европейского качества в среднем ценовом сегменте, не исключаем и запуска в производство новых фильтрованных сортов", — отмечает Анна Филиппова.

Далее читайте рубрике "Взгляд сверху" в новом Retailer Magazine (№2 (33), июнь 2014) прямо сейчас! Полная версия журнала доступна на любом устройстве: iPad, Android, Mac, PC всего за 99 руб.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments